Артур Дмитриев: «Выбросы и подкрутки сокращают время на хореографию»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

18.01.2017

23 января в чешской Остраве стартует чемпионат Европы по фигурному катанию. О шансах российских спортсменов и общем раскладе сил «Культуре» рассказал один из самых титулованных представителей этого вида — двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев. 

культура: Собираете чемоданы в Чехию?
Дмитриев: Остаюсь в Москве. Моя пара Кристина Астахова — Алексей Рогонов является первой запасной в состязаниях спортивных дуэтов. Но я искренне желаю основным участникам чемпионата обойтись без травм и удачно откатать программы. У меня тренируется, помимо вышеназванных ребят, еще четыре юниорские пары. Работы много, поэтому за соревнованиями буду следить по телевизору. 

культура: Как оцениваете шансы россиян в Остраве?
Дмитриев: В женском катании главный фаворит — Евгения Медведева. Мария Сотскова и Анна Погорилая являются претендентками на медали. 14-летняя Алина Загитова, обошедшая обеих на чемпионате России, на европейское первенство не может быть допущена в силу возраста. Если девушки откатаются в полную силу, то, как и в прошлом году, займут весь пьедестал почета.

У мужчин объективно сильнейший на данный момент — Хавьер Фернандес. Испанец катает самую сложную программу. Нашим парням обойти его практически нереально. Месяц назад чемпионат России выиграл Михаил Коляда — он выступил чисто, в то время как остальные призеры совершили ошибки. Также в Чехию отправятся Александр Самарин и Максим Ковтун. Считаю, все трое готовы примерно одинаково. Конкуренцию им в борьбе за награды должны составить чех Михал Бржезина, израильтяне Алексей Быченко и Даниэль Самохин, которых можно считать воспитанниками нашей школы. 

культура: Знаменитая Каролина Костнер, вернувшаяся на лед после длительной паузы, способна подвинуть кого-то из фаворитов?
Дмитриев: Итальянка начала тренироваться под руководством Алексея Мишина. Однако она пропустила много времени и сейчас только набирает кондиции. Я наблюдал за ее работой. Отдельные элементы у Каролины получались очень интересно, но как их удастся соединить в одну программу — мне неясно. Полагаю, к чемпионату Европы Костнер не успеет выйти на свой лучший уровень. 

культура: В парах круг претендентов на высокие места просматривается или следует ждать сюрпризов? 
Дмитриев: В танцах на чемпионате России Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев уверенно обошли три многообещающих дуэта: Викторию Синицину — Никиту Кацалапова, Елену Ильиных — Руслана Жиганшина и Александру Степанову — Ивана Букина. Но трудно сказать, сумеют ли они на равных сражаться со звездами мирового уровня. Могу определенно отметить: наши ведущие пары несомненно прибавили в классе. Правда, пока они не являются потенциальными лидерами даже в Европе. Очень сильны итальянцы и французы, однако при удачном стечении обстоятельств россияне могут замахнуться даже на победу. 

В спортивных парах Евгения Тарасова и Владимир Морозов прилично добавили — и в сложности, и в стабильности. Их победа на этапе Гран-при говорит о хороших шансах на первенстве континента. Более опытные Ксения Столбова и Федор Климов долго не тренировались из-за травмы и оптимальную форму успеют набрать разве что к чемпионату мира, который стартует в конце марта в Финляндии. На российском первенстве они показали примерно одинаковый результат с Тарасовой и Морозовым. 220 баллов — это неплохо. Другое дело, что судьи в России и Европе за одно и то же катание могут поставить разные баллы. Фавориты на данный момент — опытнейшая Алена Савченко и Бруно Массо. Во-первых, у них интересная и довольно сложная программа, во-вторых, арбитры, несомненно, испытывают уважение к Алене за ее былые заслуги. Но выступает немецкая пара нестабильно. Так что наши дуэты в состоянии побороться за «золото». Интересные постановки также у итальянцев и французов. Но и они не вполне надежно катаются. 

культура: В Вашем родном виде — парном катании — правильный выбор музыкальной композиции имеет важное значение. По ходу карьеры часто приходилось сталкиваться с муками творчества?
Дмитриев: По-разному бывало. Сначала этим занималась Тамара Николаевна Москвина, позднее подключился я. Сам находил и предлагал варианты. Склеивал программу из кусочков. Причем делал это не на компьютере, а в буквальном смысле слова — из разных частей магнитофонной ленты. Партнерша и тренер только высказывали свои пожелания. 

культура: Представительницы синхронного плавания говорят, что к концу сезона мелодия, под которую они выступают, так надоедает, что их бесит, если рядом незнающие люди начинают ее напевать...
Дмитриев: У меня до этого не доходило. Хотя, конечно, на финише спортивного года музыка приедается.

культура: Бывает так: на слух композиция нравится, а для выступления категорически не подходит?
Дмитриев: Да, случается, что приятная мелодия не ложится под конек. И еще надо учитывать особенность той или иной пары. Одни могут кататься под современную музыку, другим лучше подходит классическая. К примеру, недавно у моих ребят была короткая программа под мюзикл «Онегин». В выбранных кусках содержался речитатив, и огромный ледовый зал «съедал» часть звуков — слова сливались, текст становился непонятным и мелодия «уходила». Пришлось от данной музыки отказаться, хотя нам она очень нравилась.

культура: После сочинских Игр в фигурном катании появились какие-нибудь новшества?
Дмитриев: Глобальных изменений, заметных простому зрителю, в нынешнем олимпийском цикле не ввели. С минуты до 30 секунд уменьшили время, которое дается от момента выхода на лед и до принятия исходной позиции. Если не уложишься, снимают баллы. Ввели мелкие нюансы в оценках вращения, поддержек, дорожек. Они не всегда понятны — не только болельщикам, но и многим спортсменам. Однако на итоговый результат влияют. 

культура: Недавно двукратный олимпийский чемпион Сочи Максим Траньков призвал отказаться от четверных выбросов и сложных поддержек, а сосредоточиться на красоте исполнения. Согласны с ним?
Дмитриев: В словах Максима есть своя правда. Его призыв направлен на снижение травмоопасности. Но, с другой стороны, это тормозило бы прогресс в нашем виде спорта. Появление четверных выбросов и подкруток требует более высокого уровня подготовки и даже другого соотношения роста и веса. И нельзя идти на исполнение новых элементов, не будучи готовым к ним. Если обратиться к одиночникам, то без нескольких четверных прыжков в программе надеяться на попадание в призеры просто невозможно. В то же время это многим стало под силу, и потому не менее важно качественное исполнение вращений, дорожек и других элементов. Судьи смотрят на общий баланс. И еще: при том, что четверной выброс труднее четверной подкрутки, оцениваются они примерно одинаково. Сейчас программы настолько насыщены сложными действиями, что все меньше времени остается на хореографию. Вероятно, после Олимпийских игр в Корее в правилах произойдут очередные изменения.