06.07.2013
культура: В одном из недавних интервью Вы затронули тему, которую не часто поднимают государственные деятели — о роли писателя в обществе. И сказали, что литературные образы помогают гражданам лучше «воспринимать этические и нравственные идеалы». Это, по-Вашему, и есть главная задача литературы? Даже в наше время?
Нарышкин: Разумеется, это далеко не единственное, из-за чего люди читают художественную прозу. Не говоря уже о поэзии, буквально пропитанной тем, что мы называем «вечными смыслами». Кстати, на недавно прошедшем в Госдуме круглом столе, посвященном Дню русского языка, многие говорили о том, что именно художественная литература, и особенно поэзия, позволяет хранить и передавать все богатство родной речи следующим поколениям, с чем у нас сегодня уже есть проблемы.
культура: Но ведь мы в течение многих десятилетий с гордостью называли себя «самой читающей» нацией в мире...
Нарышкин: С этим трудно спорить и сейчас — просто теперь это, видимо, труднее измерить. Но вопрос на самом деле не в объеме прочитанного, а в его качестве. Сегодня ведь «строчат» практически все, кто ежедневно живет в социальных сетях. Писатели (и не только они) ясно говорят — язык от такой «скорописи» беднеет, становится неказистым и вводит моду на безграмотность.
культура: С этой тенденцией, Вы считаете, можно бороться?
Нарышкин: «Бороться» — вряд ли подходящее слово. Но престиж грамотной речи возможно вернуть лишь тогда, когда художественная проза и поэзия не вытеснены на задворки нашей культуры. Писатели должны не просто быть адекватны времени, но и уметь передать всю гамму человеческих чувств, не прибегая к одним лишь крепким выражениям и не опускаясь до словаря Эллочки-людоедки. Надо с уважением относиться к собственному народу и своей культуре. А любые так называемые «сильные» средства — всего лишь показатель конъюнктуры или собственной беспомощности.
культура: Нужна мода на грамотный и богатый язык?
Нарышкин: Если Вы называете модой создание лучших образцов культуры, то — да.
культура: Давайте вернемся к тому, с чего начали — к роли писателя. Вы — как председатель Российского исторического общества — занимаетесь сейчас новым единым учебником истории для школ…
Нарышкин: Сразу Вас поправлю — единой концепцией учебно-методического комплекса преподавания истории в школе. Самих учебников может быть много.
культура: Но любой учебник — это ведь тоже книга. Писателей привлечь не пробовали?
Нарышкин: Обязательно привлечем. Детям должно быть интересно читать учебник, а для этого он должен быть написан не только честно, объективно, но и ясным языком. Любые слишком уж сложные логические цепи или недомолвки — это тоже показатель. Они указывают либо на «белые пятна» истории и противоречия между исследователями, либо на откровенную ложь. Язык, как ничто другое, выдает с головой.
культура: Не будет ли учебник скучен и сух?
Нарышкин: Нет, если в нем будет достоверно описан ход событий, он наверняка захватит человека эмоционально. Ведь что может быть интереснее истории!.. Она по определению — бестселлер. Здесь вы найдете и лирику, и драму, и даже комедийные сюжеты. Ничего не надо придумывать — жизнь богаче любого воображения. К тому же, среди главных исторических героев много романтиков. Без них вообще невозможно развитие, любое движение вперед. Просто в их судьбы надо глубже погрузиться и их прочувствовать.