Цирковое театрализованное представление с куклами состоится под открытым небом.
В экспозиции представлены работы 17 мастеров-кукольников из Архангельска и Северодвинска.
На ее счету роли в десятках лент, в том числе в сериалах «Телефонистки» и «Гранд отель».
В этом году в конкурсной программе фестиваля 118 картин.
Выставка расположится во Дворце царя Алексея Михайловича.
Цирковое театрализованное представление с куклами состоится под открытым небом.
В экспозиции представлены работы 17 мастеров-кукольников из Архангельска и Северодвинска.
На ее счету роли в десятках лент, в том числе в сериалах «Телефонистки» и «Гранд отель».
В этом году в конкурсной программе фестиваля 118 картин.
Выставка расположится во Дворце царя Алексея Михайловича.
Врачи могут определиться со сроками выписки Михаила Боярского на следующей неделе.
Это очень трудная работа, он взваливает на себя невероятный труд, сказал Богомолов.
В рамках кинофестиваля авторского кино будет представлено 8 картин.
Главный приз фестиваля получила работа режиссера Клима Поплавского «Военкоры 2: «Птичник» и «Оля-мол...
Человеком года объявлен альтист и дирижер, народный артист СССР Юрий Башмет.
Свое мастерство продемонстрировали 147 участников из 22 регионов России.
Лейтмотивом салона стало творчество Владимира Маяковского.
В российский прокат «Воздух» выйдет 18 января.
Постановка затрагивает проблемы самовыражения современного подростка.
Выставка работает до 3 марта 2024 года в Посадском доме.
Фестиваль авторского российского кино открылся в «Художественном».
Церемония вручения премии состоялась в концертном зале «Зарядье».
По мнению Минниханова, романтизация периода появления подростковых группировок ни к чему хорошему не...
17.11.2023
Не успел театр Моссовета представить на суд «маленьких» зрителей собственную версию популярного мюзикла «Бременские музыканты», как у более взрослой публики появилась возможность оценить премьеру «Пиковой дамы». О сложностях управления крупным творческим коллективом, важности разговоров о любви для всех возрастов, об ощущении успеха и неуспеха, а также о врачевании души, строительстве замков из песка и необходимости провокаций IPQuorum пообщался с художественным руководителем театра Евгением Жозефовичем Марчелли.
— Вы уже три года у руля Театра имени Моссовета. Чего, на ваш взгляд, удалось добиться?
— Самое главное, мне удалось войти в театр. Это был очень сложный процесс: длинный, тяжелый. Потому что у каждого театра своя аура, атмосфера и даже температура — одним словом, территория. И зайти туда чужому человеку, да еще и назвавшемуся художественным руководителем, непросто. Для меня, по крайней мере. Мне важно быть в первую очередь коллегой, а уж потом начальником. Я себя чувствую достаточно свободно и комфортно только тогда, когда мы все вместе делаем общее дело, а не я являюсь диктатором, причем по установке правил.
— А как же знаменитая фраза Георгия Александровича Товстоногова, что «театр — это добровольная диктатура»?
— Заметьте, добровольная. То есть связанная с уважением, верой в человека, в его авторитет, личностную сущность. Театр можно сравнить с кораблем, который движется в открытом море в неизвестном направлении: какой курс выбрать, что ставить, каких авторов, как общаться со зрителем, каким языком — этого никто не знает. А потому назначается капитан, который берет на себя ответственность. Встает к штурвалу и говорит: «Давайте попробуем пойти в эту сторону, мне кажется, нам туда». И очень важно, чтобы в капитана поверили, дали ему право выбирать это самое «туда». Убедить команду начать движение можно только уговорами и любовью. По крайней мере, для меня это так. Для того чтобы просто зайти на репетицию с артистами, нужно сначала оправдать оказанный тебе как режиссеру кредит доверия. Ведь артист позволяет тебе пользоваться своим организмом. И чтобы он, грубо говоря, отдался, нужно доказать, что ты имеешь на это право. Чтобы я вверил тебе свое сердце, я сначала должен понять, что ты профессионал, я тебе доверяю и мне интересно то, куда ты меня за собой ведешь.
— И как понять, что процесс пошел?
— Когда с артистами происходит творческий контакт, случаются работы — и неважно, кто как их оценивает со стороны, — они начинают уважать в тебе человека и профессионала. Только тогда можно почувствовать себя более уверенно. Сейчас из 100 артистов труппы я поработал с 80. И если в первый год я входил в театр, немножко извиняясь: мол, простите, что так получилось и меня к вам назначили, то на второй год уже приходил с ощущением, что примерно знаю, в каком направлении двигаться. А на третий, когда движение уже обозначилось, вышли четыре-пять моих работ, мне стало спокойнее. И сегодня я прихожу к коллегам, с которыми мне интересно жить и работать. Сейчас я могу сказать, что отношения сложились и с молодежью, и со средней частью, и даже со стариками. Мне кажется, они ко мне относятся уважительно. И вот это для меня самый большой успех и достижение за три года. Мне кажется, я даю артистам возможность получать удовольствие от работы.
— Поначалу в прессе и Telegram-каналах активно говорили, что некоторые известные артисты с вами не согласны, да и сами они высказывались довольно резко. Например, тот же Александр Домогаров. А теперь он репетирует с вами «Тартюфа» Мольера. Какие качества нужны худруку, чтобы не обижаться, не держать зла?
— Конечно, руководитель тоже человек и на многие вещи может обижаться. Но я стараюсь не обращать внимания на какие-то поведенческие моменты, не зацикливаться на них. Потому что я понимаю, что все артисты в силу профессии люди эгоистичные, подверженные эмоциональным срывам, капризам, настроениям. И если начать на них обижаться, просто утонешь. Что касается Александра Домогарова, то он попросил руководство Театра Моссовета освободить его от участия в репетициях спектакля «Тартюф» по причине своей интенсивной занятости в различных проектах. Его просьба была удовлетворена.
— Почему выбрали «Тартюфа»?
— У каждого режиссера есть некий набор пьес, которые в нем сидят и периодически просятся наружу. После того как мы отпраздновали 100-летие театра, я решил взяться за то, что давно хотел поставить. Причем не для того, чтобы непременно был успех или провокация, а потому что мне это интересно. Мне нравится даже не столько сама история, сколько то, как я ее понимаю. Я видел знаменитый спектакль Анатолия Эфроса с Александром Калягиным, Анастасией Вертинской и Станиславом Любшиным. Так вот у меня родилось свое собственное понимание этого материала. Я взял эту работу на весь сезон, но надеюсь, что к концу мая случится премьера.
— Вы сказали про провокацию. Это обязательная составляющая успеха?
— В театре понятие успеха довольно размытое. Здесь нет четких критериев, по которым можно было бы сказать: это успех, а это провал. Иногда между ними мало кто понимает разницу. И, пожалуй, только ты один знаешь: случилось или нет. Но, конечно, провокация — один из элементов успеха. Потому как если спектакль получился, то он должен вызывать очень противоречивые чувства.
Кому-то очень нравится, а кому-то категорически нет. Под провокацией понимаю разные мнения, впечатления, эмоциональное отношение.
— Как пережить неуспех, найти в себе силы двигаться дальше, а не сказать: все, больше не хочу?
— Театр — это игра вдолгую. Но я раз десять говорил «не хочу», все бросал, и мне казалось, что театр — это не та территория, на которой можно строить свою жизнь. Но со временем я научился распределяться на длинную дистанцию. Поэтому если вдруг сегодня что-то не случилось, то, по крайней мере, это не вызывает у меня дикого отчаяния, скорее, наоборот, рождает надежду, что если подумать, покрутить, то завтра все непременно произойдет.
— Если вернуться к капитану корабля, то у вас довольно большая команда. Насколько трудно подобрать репертуар так, чтобы все были при деле?
— Занять всех равноценно невозможно. Потому что даже если выпускать по десять спектаклей в сезон, как мы в прошлом году, то человек тридцать все равно остаются за бортом. Опять же, есть роли центральные, главные, маленькие, эпизодические. Какая уж тут справедливость. Но я стараюсь, чтобы и в моих работах, и в спектаклях приглашенных режиссеров по максимуму были задействованы разные артисты.
— Давайте тогда про последнюю премьеру — «Бременских музыкантов». Что вас подвигло заняться детской аудиторией?
— Я довольно долго работаю в театре, и иногда хочется отдохнуть, сделать что-то детское, для себя, чтобы получить удовольствие. Каждый раз кажется, что сказка — это в разы легче и радостнее, чем глубоко психологические пьесы Чехова, Шекспира, Стриндберга. Застольный период практически не требуется, все находятся в состоянии игры, юмора. Попоем, дурака поваляем. Но на деле работы даже больше, чем над самым серьезным драматическим спектаклем. В «Бременских» вложено невероятное количество труда. Все артисты (а там два состава) ежедневно, два месяца ходили в театр и часами распевались, снова и снова отрабатывали движения в танцах. Ну а когда мы решили, что на сцене будет живой оркестр, то спектакль вообще вышел совершенно на иной уровень.
— Мне показалось, что вам хотелось поговорить с детьми о любви?
— Конечно.
— Насколько это трудно с аудиторией с возрастным цензом 6+?
— Говорить о любви всегда легко. Особенно с детьми. Ведь они пока не знают, что любовь помимо радости приносит много боли и разочарований. А потому уровень разговора иной: это та самая чудесная, красивая, идеальная любовь, которая еще не знает боли.
— Волновались, как зритель это примет?
— Конечно. Было очень интересно, возникнет ли контакт, поймут ли дети то, что мы придумали, будет ли им интересно или они будут зевать, спать, кричать, плакать и уходить. И опять же, дети все разные. Но пока есть ощущение, что спектакль получился. Дети прыгают, скачут, танцуют, поют, а главное — искренне переживают за героев.
— Обратила внимание, что подушки, которые использованы в спектакле, украшены новым логотипом Моссовета. Насколько театру нужно иметь фирменный бренд?
— Мне кажется, это относится к какой-то эстетической составляющей театра. Фирменный бренд как внешний вид человека. Конечно, можно носить удобную одежду и не заморачиваться, насколько это стильно и красиво. А можно искать свой образ. В театре так же. Мне хочется, чтобы театр выглядел стильно. И это касается всего: социальных сетей, пиара, мерча.
— А как вы относитесь к тому, что не все приняли перемены и что к вашему ребрендингу и ремонту приковано такое пристальное внимание?
— Не могу сказать, что мы сделали нечто радикальное и резкое. Наш главный художник Анастасия Бугаева подошла к вопросу с большой любовью и вкусом. Особенно если учесть, что мы не останавливали деятельность театра, не переехали в другое здание, а продолжаем работать и выпускать спектакли.
Конечно, перемены — это всегда непросто. У кого-то это вызывает сильный внутренний протест. Наверное, главная претензия, и, возможно, я с ней даже соглашусь, — не стоило убирать красную букву «М» из фирменного стиля. Но это решение неокончательное, это была проба, мы все еще находимся в поиске. И я уверен, что со временем найдем верное решение и все успокоятся и по поводу нашего якобы радикального стиля, и по поводу нашего якобы радикального ремонта.
— Вы вмешиваетесь в пиар-стратегию театра? Очевидно, что этому начали придавать значение.
— В театре новая пиар-служба, у них есть концепция развития. Много идей, много новых форм. Но все важные решения принимаются коллегиально.
— Вас часто можно увидеть в фойе театра во время антракта. Общаетесь с публикой?
— Нет. Скорее даже немного стесняюсь, когда меня узнают. Но мне очень интересно посмотреть, какая публика ходит в театр. Я вижу, как постепенно меняется зрительская аудитория. И если раньше в основном это были люди старшего поколения, то сейчас очень много молодежи, даже на тех спектаклях, на которых я не предполагал. Меня это радует. Как и то, что к нам ходят не просто те, кому нечего делать и они хотят провести где-то два свободных часа, а те, кому интересен театр. Интересно встретиться с чем-то новым. Есть и гендерные перемены — в театре стало больше мужчин, что, на мой взгляд, очень хороший знак.
— Почему?
— Женщины гораздо более тонко чувствуют, они более подвержены эмоциям, а потому театр им ближе. Мужчины же все-таки более закрытые, им не хочется лишний раз рефлексировать, ковыряться в своих проблемах. Тем ценнее, что нам удалось их заинтересовать.
— Зачем, на ваш взгляд, люди ходят в театр?
— У меня нет ответа на этот вопрос. Но я точно знаю, что если бы не работал в театре, то, скорее всего, в него не ходил бы.
— Стоп, тогда что же вас мотивирует работать?
— Я человек азартный, и мне как раз хочется привлечь такого зрителя, как я. Ведь я редко вижу театр, который меня волнует. А потому и хочу создать театр, который бы волновал таких, как я. Потому что даже если человеку резко не понравилось и он вышел из театра возмущенным, это в разы лучше, чем когда на вопрос, ну как тебе, он отвечает: ну, ничего. А из ничего, как говорится, не выйдет ничего. А если ты возбужден, то значит, театр сыграл свою какую-то определенную роль.
— Тогда как вы относитесь к критике?
— Конечно, когда тебя хвалят, это всегда приятно. Но я довольно спокойно отношусь к критике, когда в ней есть некий разбор, когда видно, что человеку есть что сказать. Тогда он имеет право на свою точку зрения, и мне она, бесспорно, интересна. Но, конечно, обидно, когда спектакль не принят, не находит своего зрителя.
— Обидно, что не поняли?
— Я не уверен, что каждый спектакль нужно понимать. Иногда стоит его воспринимать как картину, когда важно только, вызывает ли она у тебя какой-то эмоциональный отклик или нет. Ну вот, например, «Герника» Пикассо. Как ее понять? Разруха, хаос, кошмар. Можно, конечно, долго расшифровывать, что там зачем, но главное — попадает это в тебя эмоционально, возбуждает или оставляет холодным. Так же и в театре. Если люди остаются равнодушны к тому, что ты делаешь, очень обидно, что история не попала, не принялась. Важно, чтобы в театре происходило наслажденческое переживание.
— От чего вы получаете удовольствие как зритель?
— Когда вижу живую историю, живой процесс взаимодействия людей друг с другом. Если же артисты просто что-то изображают, иногда даже довольно неплохо, то я не могу подключиться, так как вижу, что это всего лишь исполнение.
В театре все самое интересное происходит не на сцене, не в зрительном зале, а где-то между. Потому что от сцены идет определенная энергия, и, если она встречает коллективную энергию зала, возникает энергия восприятия — та самая искра. Если в зале никого нет — не искрит. Артисты работают, но вхолостую. Но бывает, публика не воспринимает работу. Не знаю, от чего это зависит. Почему в один день есть контакт с залом, а на другой нет. Артисты делают все то же самое, так же выкладываются, и ничего.
— Я видела, как искрит на вашем «ШекспирГамлете», хотя, честно говоря, шла на спектакль с предубеждением.
— Все в порядке. Я бы сам шел на любого «Гамлета» с предубеждением. Пьеса многими воспринимается с точки зрения политики, борьбы за власть, устройства государства в самом широком понимании этого слова. Для меня же это просто история семьи, где после смерти мужа женщина вышла замуж за его брата. И между ними разгорелась дикая, безумная и сумасшедшая любовь. А сын не может простить маме этой любви. Просто так вышло, что мать Гамлета еще и королева. И вот он взял на себя роль судьи и приговорил к смерти всех вокруг, в том числе и самого себя.
— Есть ощущение, что вам, а вслед за вами и Гертруде, все равно, убил Клавдий брата или нет?
— По большому счету так оно и есть. Понимаете, они поплатились своими жизнями не за убийство, даже если оно имело место, а за любовь. Столь сильную, что они не заметили, какой ад творится вокруг. Они были настолько ослеплены своим чувством, что не увидели, что мир рушится. И потому он погреб их под своими обломками.
— Вы специально взяли саундтреком Oxytocin Билли Айлиш, чтобы показать их связь на гормональном уровне?
— Нет, музыка совершенно случайно возникла на одной из репетиций. Но она так хорошо легла на спектакль, что я решил ее оставить. Никакой выстраданной логики в этом нет. Но в результате, как потом выяснилось, она пришлась в тему. И слава Богу.
— Вы можете представить себе свой спектакль без музыки?
— Да. В «БЕСприданнице» только в финале звучит романс в современном исполнении. Во «Фрекен Жюли» тоже нет музыки. В последнее время у меня сложное отношение к использованию музыки в спектаклях. Музыка — это первая помощь режиссеру. Это очень легкий способ воздействия на зрителя. Она подстегивает эмоцию и в какой-то степени становится заменой театра. Хочется чего-то более сложного. И потому мне кажется, музыкой нужно пользоваться гораздо реже. Лучше всего, когда без нее можно совсем обойтись.
И если раньше мне была близка динамика, чтобы все двигалось, крутилось, то сейчас мне интереснее театр статики, театр спокойного исследования человека, где как можно меньше вспомогательных средств выразительности. Идеальный спектакль — это два человека на сцене и больше ничего.
— Но, наверное, артистам очень трудно существовать в таком театре?
— Да, очень. Особенно молодым. В юности кажется, что на сцене непременно нужен экшен. А иногда пауза гораздо сильнее воздействует на зрителя, чем активное энергичное движение. Этому, правда, нельзя научить. Это приходит только с возрастом, когда начинаешь понимать, что театр — это не обязательно суета.
— При этом у вас сейчас довольно молодая труппа.
— Вот это такая странная парадоксальная история. Театр, конечно, дело молодое. И в коллектив непременно должна приходить молодежь. Она привносит с собой новые смыслы, новый язык и выводит театр на новую территорию для размышления. Как будто в театр проникает улица, как будто открыли форточку и повеяло сквозняком.
С появлением молодых возникает некоторое раздражение. Потому что они нарушают порядок, вносят какой-то диссонанс, делают так, как не принято. Старички начинают ворчать про традиции. Но иначе театр становится таким законсервированным продуктом, затхлым и музейным.
Например, мне очень нравится проект «Аквариумник», который придумала молодежь театра. Влад Боковин предложил формат концерта, который объединил бы молодых артистов с нашими мастерами. В итоге в представлении приняли участие и Ольга Остроумова, и Александр Яцко, и Александр Бобровский, и Ирина Климова, и Валерий Яременко и вся молодежь. Мы сейчас даже думаем поставить «Аквариумник» в репертуар и начать играть на Малой сцене в стиле кабаре.
— Получается, вы легко допускаете актерскую инициативу?
— Я не просто допускаю, я ее приветствую и уговариваю артистов не стесняться предлагать какие-то проекты. Но, конечно, в процессе мы все тщательно отсматриваем и далеко не все доходит до результата, до зрителя.
— Насколько театр должен реагировать на то, что происходит в социуме?
— Мне кажется, каждый театр решает этот вопрос для себя сам. И каждый художник решает сам. Театр, если он живой и ищущий, может попробовать отрефлексировать происходящее, пробовать высказаться на тему дня сегодняшнего. Но хорошего современного драматургического материала, к сожалению, немного. Мы ищем тексты, мы проводим конкурсы. Так, в прошлом году состоялась лаборатория современных пьес о Москве, из которой вышло сразу два спектакля «Прощай, любимая!» и «Москва. Полный круг».
— А если говорить о политике? Когда началась СВО, вы были в числе деятелей культуры, которые подписали письмо с призывом остановить вооруженные действия и сесть за стол переговоров.
— Да, с тех пор прошло почти два года. И, конечно, многое оценивается несколько иначе. Любая военная операция несет огромное количество боли, беды и потерь. И первое желание любого нормального человека — сделать хоть что-нибудь, чтобы это прекратилось. Тогда казалось, что самый простой способ — призвать стороны сеть за стол переговоров. Но, если честно, я далек от политики, а потому не понимал, что к тому времени все попытки переговоров, к сожалению, потерпели неудачу. Сейчас пришло понимание, что у нашей страны просто не было иной возможности приблизить тот самый мир, который всем нам так необходим.
— Как думаете, выступая с публичными заявлениями, нужно быть острожным в высказываниях, учитывая, что медиа зачастую с куда большим интересом публикуют нечто резкое, сказанное в моменте?
— Мне кажется, важно всегда быть искренним, даже в своих заблуждениях. При этом я отлично понимаю журналистов. Куда лучше читаются материалы, которые носят элемент скандала и провокации. Это, как я и говорил, одна из составляющих успеха. Если бы я был журналистом и брал интервью хоть у самого Иисуса Христа, то меня в первую очередь интересовали его человеческие слабости. Я бы спрашивал его ровно об этом. Ведь идеальных людей не бывает, а человеку свойственно ошибаться.
— У вас много поступков, о которых вы жалеете?
— Конечно. Когда я слышу, как люди, отвечая на вопрос, совершили бы они те же самые поступки, будь у них возможность начать заново, отвечают «да», меня это очень удивляет. В моей жизни есть вещи, о которых мне даже вспоминать стыдно. Если бы я мог что-то поменять, то не совершил бы огромного количества глупостей.
Первое, что бы я изменил, — это мой выбор профессии. Я жалею, что фактически выбрал делом своей жизни строительство замков из песка. А именно этим театр по сути и занимается. Сколько живет спектакль? Два-три сезона. А потом — короткое время в памяти тех, кто его видел.
А мы тратим огромное количество сил, энергии, сердца на то, что не оставляет никакого следа. Через 20 лет забываются и устаревают даже самые гениальные спектакли.
— Хорошо, а что бы выбрали вместо режиссуры?
— Нечто более конкретное. Хотелось бы приносить людям реальную пользу. Наверное, я бы попробовал стать врачом, чтобы иметь возможность избавлять людей от боли.
— А вы не думали, что, став врачом…
— Я бы начал жалеть и говорить что-то вроде: «Что значит для человека тело, что по-настоящему важно, так это душа».
— Например. И разве театр — это не врачевание души?
— Мне хочется так думать. Потому что только так можно примириться с тем, что я все-таки нахожусь в этой профессии, что меня постоянно мучают разного рода сомнения. Мне, например, по-прежнему кажется, что я так ничего и не понимаю в театре. И вот после следующего спектакля меня непременно в этом уличат. После каждой новой премьеры я думаю: «Надо же, еще раз проскочил».
Моя мама была поваром, а времена были не самые сытые, и ей все время приходилось изобретать, как из ничего приготовить нечто вкусное. Она часто говорила, что ненавидит свою работу, но делает ее с огромным удовольствием. Иногда мне кажется, что со мной все ровно точно так же. Потому что, конечно, я люблю то, что делаю.
— Каким вам видится театр будущего?
— Трудно предсказать, каким он будет. Даже сегодняшние технологические возможности театров совсем иные, чем 20 лет назад. Тогда в театрах не было ни микрофонов, ни видеоэкранов, ни камер, ни многого другого. Но я уверен, что это будет другой способ существования артистов, другие формы выражения.
— Но вы убеждены, что театр останется?
— Абсолютно. Я в этом даже не сомневаюсь. Театр — это живой процесс, и потому интерес к нему никогда не исчезнет.
Фотографии: Елена Лапина; (на анонсе) предоставлено Театром Моссовета.