26.08.2021
— Расхожая идиома «Мой друг — художник и поэт», благодаря одноименной песне Константина Никольского, известна всем в нашей стране. Однако далеко не каждый может похвастаться тем, что в действительности является таковым в одном лице. Вы, похоже, можете. С чего началось увлечение живописью?
— Дело, видимо, в том, что я уже на протяжении многих лет посещаю всевозможные выставки, вернисажи — причем, скажу откровенно, делаю это даже с большим удовольствием, чем хожу на свой любимый футбол. Я в этом смысле, что называется, благодарный зритель. И речь здесь не только о моем родном городе: даже тогда, когда езжу по стране — а делаю я это регулярно, — стараюсь не просто слоняться по улицам, а ходить по галереям. Мне это чрезвычайно интересно. Посему желание попробовать себя в живописи, да и в целом соприкоснуться со всей этой историей лично для меня было лишь вопросом времени.
Год назад, находясь под Суздалем, гуляя по отцовским и дедовским местам, по берегу Нерли, я как будто почувствовал что-то. И нарисовал свою первую работу, которую, не мудрствуя лукаво, назвал предельно просто: «Поле вблизи Суздаля». С этого все, по большому счету, и началось.
Для меня крайне важным обстоятельством было и то, что друзья — как ближайшие, так и те, с которыми нахожусь на связи в социальных сетях, — мое начинание поддержали, поставили огромное количество лайков и так далее.
В итоге я решился на своеобразную авантюру: устроить аукцион своих работ. И после того, как изначальная цена лота на один из моих холстов поднялась от 100 до 6000 рублей, я подумал, что мои произведения, возможно, и в самом деле не так уж плохи (улыбается).
— Помните, как в известной песенке Шаинского на стихи Успенского:
Это правда, ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне, —
прямо ваша история...
— «Совершенно верно!» — как поется в другой песенке Шаинского «Дважды два — четыре». Все дети любят рисовать, нет такого ребенка, который бы в той или иной мере этим не увлекался. Но если одни, еще находясь, грубо говоря, в пеленках, создают реальные шедевры, то у других эта тяга к рисованию со временем проходит.
Так вот мой случай — получается, второй. Я, кстати, именно так и назвал выставку своих первых работ: «Почему бы нет?». Счет своим картинам я не веду, но, если не ошибаюсь, на данный момент есть 32 или 33 человека, которые приобрели мои вещи. Когда твои произведения обретают свой дом — это что-нибудь, да значит, согласитесь.
Не хочу показаться нескромным, но факты — упрямая штука, верно? У меня прошло пять выставок, по результатам которых меня приняли в Евразийский художественный союз, между прочим.
Иные свои картины я пишу с куда большим вдохновением, чем сочиняю стихи. Я словно ловлю себя, 16-летнего паренька, который пытался что-то выразить при помощи слова. А теперь, помимо лирики, я стараюсь высказаться при помощи изобразительного искусства...
— Наверное, у вас были некие опасения — как вас встретят, примут, не отринут ли?
— Само собой. Любой начинающий художник «в годах», как я, например, боится того, что его мазню встретят примерно так: «Ну что это такое, здрасьте, давайте лучше подите, забор покрасьте». Необходимо для самого себя определить: все, что ты изображаешь, пусть даже в самом наивном жанре, — есть некий ритм твоей души.
— Не секрет, что выставки своих художественных работ проводят очень многие — от Боба Дилана до Пола Маккартни. Отсюда резонный вопрос: они действительно ждут по отношению к своим рисункам серьезного искусствоведческого подхода или все-таки прекрасно понимают, что в данном конкретном случае их громкое имя идет впереди всего, что бы они ни сделали?
— С этим сложно поспорить. В самом деле, магия человека с той или иной степенью известности, притягивает. Когда ты знаешь жизненный путь личности, к которой испытываешь уважение, тебе хочется раскрыть ее с самых разных сторон. Увидеть мир глазами человека, к которому неравнодушен, при помощи его живописных видений — это, разумеется, очаровывает.
Не исключаю, что в случае с художником Александром Шагановым работает нечто подобное. Ибо мне посчастливилось однажды написать текст песни, которую знает в нашей стране, наверное, каждый: «Выйду ночью в поле с конем...»
Что, правда, приобретает в моей живописной «карьере» весьма анекдотический оттенок. Меня порой подначивают: дескать, нарисуй-ка лошадь (смеется). Хотя, смею надеяться, это пусть и вершина моего поэтического слова, но все же не единственная. Кстати, если возвращаться к живописи, то, хоть я и начинал год назад с акварели, планирую постепенно переходить к маслу.
Мне порой говорят: а почему бы тебе не пойти на курсы, поднять, так сказать, собственный профессиональный уровень, если ты поставил для себя некую серьезную планку? Отвечаю: мне даже народные художники отсоветовали — говорят, отныне все дело в самообразовании. И действительно: в живописи — как и в поэзии — существуют свои неписаные законы, познать которые ты можешь лишь опытным путем — путем преодоления самого себя. Говоря проще — неустанно занимайся самовоспитанием, и тогда точно не ошибешься.
— Условный топ-5 ваших любимых художников?
— Исаак Левитан, Константин Коровин, Роберт Фальк, Зинаида Серебрякова, Татьяна Маврина... Ну как-то так. Хотя вопрос вы поставили непростой (улыбается)...
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва».