Александр Герасимов: «Анимация — пусть маленькая, но индустрия»

Алена СЫЧЕВА, Суздаль

15.03.2013

В Суздале прошел 18-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. «Культура» побеседовала с директором смотра Александром Герасимовым о том, с какими проблемами сталкивается российская анимация.

культура: Фестиваль анимационного кино продолжает расти и развиваться. В свое время он был перенесен из Тарусы в Суздаль. Не переедет ли конкурс в более крупный город, не станет ли международным?

Герасимов:
Мы не будем делать фестиваль международным, поскольку это единственный и главный национальный смотр анимации. Но, разумеется, укрепляем и расширяем международные связи, чтобы быть интегрированными в мировой процесс. И в Москву перемещать конкурс мы не собираемся: столице нужны мероприятия вроде «Большого фестиваля мультфильмов» — международного, зрительского, охватывающего более десяти площадок. А профессиональный форум с мощной деловой программой должен, наверное, проходить в другом городе.
культура: Фестиваль ориентирован в первую очередь на профессионалов?

Герасимов:
До последнего времени было почти так, хотя на протяжении семнадцати лет мы проводим зрительские программы, в том числе в небольших городах Калужской, Тульской, Владимирской, Московской областей. Наша основная задача — отражать все, что происходит в отрасли; показывать фильмы, сделанные за год, в том числе и простым зрителям.

культура:
Как Вы считаете, почему короткометражная авторская анимация не идет в прокате?
Герасимов: Кинотеатры не хотят работать с этим необычным и специфическим продуктом, на который сложно собрать публику. Зрители идут на шоу и не хотят смотреть сборники мультфильмов: публику отпугивает необычный формат. К тому же, в основном наша короткометражная анимация — это не то кино, на которое родители хотели бы отправлять детей. Для ее реализации нужно развивать систему альтернативного проката, артхаусные кинотеатры, киноклубные встречи.

культура: Как Вы думаете, почему у нас такой низкий уровень сериальной продукции?

Герасимов: Главная причина — отсутствие традиции. Это большой минус. У нас не было системы и технологии создания как сериалов, так и полнометражных фильмов. Вторая — в нехватке профессиональных кадров: на студиях недостает редактуры, художественного руководства, хороших драматургов, продюсеров и талантливых режиссеров. Многие запускают сериалы на свой страх и риск. Однако мы постепенно учимся. «Смешарики», «Маша и Медведь» — хорошие примеры, но этого мало. Думаю, количество обязательно перейдет в качество.

культура: Вы также являетесь членом правления Ассоциации анимационного кино. Какие задачи прежде всего ставите?

Герасимов: Основная — лоббирование интересов отрасли в самых различных структурах. Анимация — пусть маленькая и начинающая, но индустрия, и у нее должен быть защитник интересов. Мы прекрасно знаем, как относятся к мультипликации чиновники, не связанные с ней: «А-а-а, мультики…» И анимационные проекты не финансируются или поддерживаются по остаточному принципу.
Ассоциация не дублирует функцию Союза кинематографистов России, но помогает ему. Союз объединяет всех кинематографистов, а ААК позволяет сфокусироваться на нашей маленькой отрасли.