25.07.2019
культура: Много лет говорят о том, что на киностудии вот-вот начнут реконструкцию, которая качественно изменит ее работу. На каком этапе сегодня проект?
Зернов: Поскольку реконструкция осуществляется за счет средств от продажи непрофильных активов, ее реализация всецело зависит от итогов торгов. Из-за длительной стагнации на рынке недвижимости процесс затянулся. В связи с этим сроки реализации проекта реконструкции были продлены до 2023 года. В сложившейся ситуации киностудией прорабатываются альтернативные варианты осуществления проекта в виде инвестиционных договоров. Ведутся переговоры с крупными девелоперами. Несмотря на временные трудности, мы продолжаем проектно-изыскательские работы.
В этом году за счет собственных средств планируем начать реконструкцию фасадов главного корпуса киностудии и модернизацию газовой котельной. В дальнейшем архитектурные решения будут уточняться в зависимости от финансирования. Проект предполагает расширение возможностей студии не только по ее прямому назначению, но и для организации мероприятий отраслевого значения, фестивалей, образовательных программ и мероприятий, направленных на привлечение туристического потока.
культура: Киностудия Горького воспринимается многими как студия, работающая для детей и юношества...
Зернов: Вынужден не согласиться. Да, номинально киностудия Горького в советское время отвечала прежде всего за детско-юношеский кинематограф. Однако ее деятельность никогда не ограничивалась одним направлением. Доля детского кино составляла примерно 15–20 процентов от общего объема фильмов. И быть может, наибольшую славу студии принесли отнюдь не детские картины. «17 мгновений весны», «Тихий Дон», «Офицеры», «Застава Ильича» сняты у нас. Сейчас я не стал бы говорить, что у нас есть приоритетный жанр или приоритетное направление. Нам, как и многим, хочется делать современное качественное семейное кино, и мы пробуем разные подходы. В последнее время обратились и к мистическому триллеру («Мертвые ласточки»), и к военной драме («Зоя»), и к чисто авторскому кино («Спасение»). Мы открыты любым жанрам и темам, главное — интересный оригинальный материал и талантливые исполнители.
культура: Российская анимация в основном строится на русском фольклоре и национальных сказочных героях. Наши киностудии, пытающиеся создать новых, универсальных героев, часто не могут окупить проекты. Как думаете, сможем ли однажды, как «Дисней», создавать вымышленных героев и иметь успех?
Зернов: Не вижу ничего противоестественного в желании обращаться к уже проверенному материалу. Более того, не могу согласиться и насчет «Диснея». Большая часть классических мультфильмов студии также базируется на популярных литературных источниках: «Золушка», «Маугли», «Аладдин», «Винни Пух» и так далее. Даже мультфильмы последних лет — «Моана» или «Тайна Коко» основаны на локальном фольклоре Океании и Мексики. Так что это вполне естественная для нынешнего этапа развития нашей анимации тенденция. Мы также обратились к наследию русского фольклора в нашем новом мультфильме «Кощей. Похититель невест», но принципиально хотим решить его в современной манере, без малейшего намека на привычный в таких случаях снисходительный лубок. Да, хотелось бы, чтобы на наших студиях придумывали своих миньонов и Валл-и. И я думаю, что этот момент не за горами. Пока же, надо признать, российская полнометражная анимация весьма однообразна.
культура: Почему?
Зернов: Начнем хотя бы с того, что она у нас исключительно детская, что само по себе странно. Во всем мире активно работают с анимационными драмами и даже документальными проектами, у нас же как будто действует негласная конвенция, согласно которой она может быть исключительно детской.
культура: На будущий год запланирован выход военной драмы «Зоя», посвященной подвигу Зои Космодемьянской.
Зернов: К теме Великой Отечественной войны киностудия Горького не обращалась давно, и этот проект станет для нас своеобразным возвращением к истокам. Студия всегда славилась военными фильмами, вспомним хотя бы «Офицеров» и «...А зори здесь тихие». А традиция закладывалась еще в военные годы и начиналась в том числе с фильма «Зоя» Льва Арнштама 1944 года.
культура: А есть ли интерес к документальным проектам?
Зернов: Да, документальное кино в последние годы стало одним из приоритетных направлений нашей деятельности, особенно активно мы стали его развивать после присоединения к нашей студии бывшего Центрнаучфильма и Леннаучфильма, на которых долгие годы неигровое кино было в абсолютном приоритете. Сейчас у нас в производстве два неигровых фильма — «Переправа» Насти Тарасовой и «Каспийский узел» Дениса Шабаева. Мы сами воспринимаем их как своеобразную дилогию, посвященную практикам обживания пограничных пространств, геополитических или даже цивилизационных разломов. Такие проекты, помимо особой актуальности темы в условиях глобализации, еще и увеличивают ареал возможной дистрибуции. В «Переправе» уже заинтересовано китайское телевидение, «Каспийский узел» как минимум дойдет до казахских и азербайджанских экранов.
культура: Можете поспорить, но, мне кажется, жанр документалистики сейчас переживает не лучшие времена. В то же время отдельным медийным людям, используя современные технологии, удается привлечь к таким фильмам довольно большую аудиторию. Как, по-Вашему, сегодня заинтересовать зрителя таким контентом?
Зернов: Я бы точно не стал говорить, что документалистика сейчас в упадке. Напротив, возможно, именно там сегодня сосредоточено больше живой творческой энергии, нежели в игровом кино, которое уж очень старается угождать прокатной конъюнктуре. Не случайно и в игровом кино в последние годы начали задавать тон выходцы из документального, как, например, Наталия Мещанинова.
культура: В ноябре вы будете проводить в Питере 14-й Международный фестиваль «Мир знаний». Чему он будет посвящен?
Зернов: Каждый год мы выбираем специальную тему. В этом году — это искусственный интеллект. Также часть программы мы хотим посвятить международному году Периодической таблицы Менделеева. Помимо кинопоказов можно будет посетить разнообразные образовательные мероприятия. Фестиваль пройдет в дни школьных каникул с 1 по 5 ноября. Поэтому мы планируем отдельную программу для детей. Появится зона VR.
Конкурсная программа этого года еще формируется, заявки принимаются до конца июля. В прошлом году участвовало 28 фильмов из 17 стран. Еще более 20 фильмов мы показали во внеконкурсной программе. Статистика посещаемости говорит о том, что смотр востребован. В прошлом году нас посетило более 13 000 зрителей. Отчасти это обусловлено доступностью мероприятия, мы не берем плату за вход. Но, самое главное, мы даем уникальную возможность посмотреть одни из лучших фильмов на актуальные научные темы, которые, как правило, не увидишь на большом экране.
культура: К вопросу о фестивалях. Сегодня их множество. Количество переходит в качество или, наоборот, размывает лучшие фестивальные образцы России и их программы?
Зернов: Это вопрос очень сложный. Действительно, количество фестивалей сейчас в России может казаться избыточным, трудно с ходу вспомнить региональный центр, в котором бы не было своего смотра. Не секрет, что своеобразная «обязаловка» по организации кинофестиваля может наносить ущерб качеству, поэтому далеко не на всех форумах есть ощущение осмысленности: с какой целью он устроен, чем отличается от остальных, что привносит в индустрию. Порой фестивали делаются просто для галочки, чтобы руководство региона не чувствовало себя отстающим в этом вопросе и закрыло важный пробел. Но жизнь таких смотров обычно краткосрочна, и относиться к ним нужно как к естественным издержкам становления фестивального движения и роста индустрии. Но основная тенденция все-таки положительная, и видно, как растет в России уровень фестивального менеджмента. Еще совсем недавно таких смотров, как «Зеркало» или «Движение», не было вообще, а сейчас без них уже невозможно представить киносезон в нашей стране.
культура: Помимо «Зои» и анимационных проектов, вы готовите к выходу на экраны «Подкидыша», приключенческую мелодраму «Я свободен», драму «Светлячок». Когда продюсер берет в руки сценарий, он в первую очередь думает о том, как его можно продать?
Зернов: Первое, на что смотрит продюсер, — интересен сценарий или нет, насколько он актуален. А вопрос кассового потенциала слишком многоуровневый и складывается из огромного количества элементов, зачастую не связанных напрямую с творческими задачами. И «Подкидыш», и «Я свободен», и «Светлячок» — разножанровые попытки нащупать диалог с семейной и подростковой аудиторией.
культура: Сегодня активно развивается сериальный жанр. Киностудии Горького неинтересно это направление?
Зернов: Конечно, мы не остались в стороне от стремительного развития этой формы кинематографа. Но надо понимать, что это отдельный рынок с большим количеством игроков, куда не так просто зайти. Но мы планируем в ближайшие год-два попробовать запустить пилотный проект с одним из каналов, потому что игнорировать набирающий оборот сериальный рынок как минимум недальновидно.
Фото на анонсе: Алексей Куденко/РИА Новости