Дефолт не повторится

Михаил ХАЗИН, экономист

15.08.2013

В эти дни есть повод вспомнить невеселое, но поучительное событие — 15 лет назад, 17 августа 1998 года, по стране ударил мощный экономический кризис. Был объявлен дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, отменен «валютный коридор», а банкам разрешили не исполнять обязательства перед клиентами, поскольку резкая девальвация рубля сделала все банки банкротами по валютным обязательствам. Ну а рубль по итогам этой операции рухнул примерно в 4 раза.

Прежде всего, те дни уместно вспомнить потому, что и ныне российской экономикой рулят, во многом, не просто приверженцы либеральной школы, которые привели тогда страну к кризису, но непосредственные его организаторы. Отметим, что начался дефолт не вдруг. В конце 1995 года, когда либерал Дубинин был назначен председателем Центробанка, ему, не без помощи иностранных советников, пришли на ум две идеи: интенсифицировать рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и ввести «валютный коридор». Игра на рынке ГКО позволила довольно узкому слою людей зарабатывать сумасшедшие деньги, а наличие «коридора» обеспечило доходность по ГКО в долларах такую же, как в рублях: перед кризисом она доходила до 140% — немыслимый показатель!

В результате через два года произошло полное вымывание денег из экономики. Если в норме денежная масса должна составлять 90-110% от ВВП, то к 1998-му она составляла лишь 4%. Экономика фактически встала, единственное, чем все занимались, это играли на рынке ГКО, выводя деньги из экономического оборота.

Команда либералов перекачивала бюджет страны в свои карманы и в карманы своих друзей из западных банков. Она, безусловно, знала, чем это может закончиться, это был абсолютно рукотворный кризис. А усугубило ситуацию падение цен на нефть. Объемы выплат по ГКО постоянно росли, и в конце концов в бюджете просто не осталось денег.

Неожиданностью это стало только для людей, далеких от экономики. Такая ситуация прогнозировалась. В 1997-м я работал одним из руководителей экономического управления президента РФ. В конце сентября — начале октября мы подготовили на имя Бориса Ельцина доклад, в котором объясняли, что дело закончится дефолтом, причем и срок указали: конец лета — начало осени 1998-го.

Можно было спасти ситуацию с помощью девальвации рубля, отказавшись от «валютного коридора». Но его наличие являлось обязательством либералов перед Западом, и они отказались не от него, а от нашего предложения. Так что ничего объективного в кризисе не было, это была мошенническая операция, максимальную пользу от которой получили друзья либералов, а максимальный вред — те, кто с ними не был связан.

К сожалению, организаторы дефолта и сейчас на коне. Сергей Игнатьев, который в момент дефолта был первым замминистра финансов, после августа 1998-го три срока назначался председателем Центробанка, Алексей Кудрин, тоже первый замминистра финансов на момент дефолта, десять лет пробыл министром финансов. Сергей Дубинин стал одним из руководителей РАО «ЕЭС России». Кроме них к кризису приложили руку первый вице-премьер Анатолий Чубайс, министр финансов Михаил Задорнов, первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко.

Возможно ли повторение того сценария сейчас? С российской экономикой уже десять месяцев творится неладное. Налицо спад всех показателей, так что спрашивать, будет ли кризис, бессмысленно: он уже идет. И привели к нему те же либералы, что сделали это 15 лет назад. Например, нынешняя глава Центробанка Эльвира Набиуллина в тот период была замминистра экономики и одновременно ответственным секретарем правительственной комиссии по связям с международными финансовыми организациями. То есть она, фактически, ретранслировала нашим либеральным чиновникам инструкции от МВФ.

Сейчас приверженцы либеральной экономической школы наступают на те же грабли: пытаются девальвацией стимулировать внутреннюю экономику. Но экономика пока не стимулируется. Дело в том, что либералы — принципиальные противники рублевой суверенной системы. Поэтому они финансируют экономику не национальной валютой, а иностранной — через западные банки, где наши долги номинированы в долларах и евро. Такая зависимость при сильной девальвации рубля грозит банкротством, дефолтом. Но, думаю, до этого не дойдет: в ближайшей перспективе рубль, если и продолжит дешеветь, то ненамного.

Нынешний кризис будет напоминать ситуацию начала 90-х. Медленный утомительный спад, когда каждый следующий год не фатально, но все-таки хуже предыдущего. Такого ошеломляющего удара, как в 1998-м, не будет. Впрочем, либералы и на ровном месте способны создать кризис. Их экономические познания ограничены гарвардскими и чикагскими мантрами. Как в 1991-м было провозглашено Гайдаром, что нам нужны иностранные инвестиции, так до сих пор они ждут этих инвестиций, словно манны небесной. Понимание же конкретной ситуации в конкретной стране на конкретном отрезке времени у них отсутствует.

Единственный способ гарантированно избежать кризиса — это сменить руководство Центробанка и экономического блока правительства, выгнать оттуда либералов. Тем же, кто придет на их место, прежде всего надо заняться импортозамещением, чтобы не делать российскую экономику заложницей западной, обеспечить отход от сырьевой экономики. Либералам такое не под силу.