Вырастить нового человека

Петр ВЛАСОВ, главный редактор газеты "Культура", писатель

25.10.2023

Главной задачей не только системы образования, но всей организации жизни общества должно быть признано ни много ни мало постоянное улучшение человека.

Последние события на Ближнем Востоке во многом затмили происходящее на Украине — сразу по множеству причин. По жестокости друг к другу враждующих сторон, по глубине того разлома, через который проходит конфликт, по символическому, без преувеличения библейскому, значению происходящего. Кроме того, многим стало ясно: украинский конфликт не просто частное событие, чья-то блажь, обусловленная «фантомными историческими болями», как любили представлять его на Западе. Это только начало масштабного, тяжелого, кровавого процесса переформатирования мира, что ожидает нас всех впереди и может затянуться на десятилетия. Согласитесь, непросто думать о будущем, когда понимаешь, что вслед за Украиной и Израилем случится много чего еще.

Тем не менее происходящее между арабами и евреями сильно тяготит меня лично по другой причине. Зверства, которые творят обе стороны, мало чем отличаются от происходившего во Вторую мировую войну, когда нацисты рационально «зачищали» территории от «ненужного» им населения, тех же самых евреев. Со стороны все выглядит так, что обе армии воюют в первую очередь не друг с другом, а с гражданским населением противника.

Отсюда легко сделать тяжелый, пессимистичный вывод: человек, тысячелетиями блуждая по кругу, отнюдь не меняется к лучшему. Грань, которая отделяет нас от предка-неандертальца, тонка и даже иллюзорна. Вообще непонятно, что удерживает мир от всеобщей резни, в которой может сгинуть все человечество. Так ли это на самом деле?

И да и нет. Почему — отвечу чуть позже. А пока хотелось бы рассказать об одном мероприятии, на котором я недавно побывал. Очередное заседание Интеллектуального клуба при РГГУ по теме «Качественное образование детей будущего. Как не растерять ценное в социальной и культурной динамике?». Казалось бы, какое отношение вопросы образования (а на встречу собралось, понятное дело, множество учителей) могут иметь к происходящему на Ближнем Востоке? Вы удивитесь, но самое прямое. Нужно только, как говорится, «шире взглянуть на вещи».

К счастью, руководитель клуба, глава Совета при президенте РФ по правам человека Валерий Фадеев по-привычному сразу раздвинул рамки максимально широко. Надо говорить не про ЕГЭ, не про суррогатное «цифровое образование», не про Болонскую систему и даже не о том, что было хорошего/плохого в советской образовательной системе. Все это детали.

«Какие цели у системы образования? Ян Амос Коменский, создатель классно-урочной системы, которая работает уже три с половиной века, писал: «Цель образования — готовить человека к жизни вечной». Не призываю всех присутствующих к воцерковлению — масштаб поражает. Арнольд Тойнби, один из величайших историков XX века: «Цель образования религиозная, а не меркантильная». Гумбольдт, создатель университета в том виде, в каком он существует до сих пор: «Очевидно, что люди не могут быть хорошими мастерами, торговцами, солдатами, если независимо от их профессий они не являются хорошими, порядочными людьми и гражданами». Мы-то какую задачу ставим?» (цитату привожу с сокращениями).

О том, что приоритетная задача системы образования — воспитать «хорошего человека», говорил и приглашенный почетный гость клуба, председатель Союза кинематографистов, президент Российского фонда культуры Никита Михалков. Главная проблема здесь, по его мнению, — потеряны ориентиры, само представление о добре и зле. «Попустительство и безнаказанность, умноженные на беззащитность и беспомощность учителей и родителей, — все это, вместе взятое, привело нас к реальной потере ориентиров, представления, что такое совесть. Вдруг стало понятно, что существуем мы в огромном котле звенящей пошлости. Она льется из телевидения, кино, со сцен театров и концертных залов. Ощущение свободы, к которой мы так стремились и которая, как нам казалось, пришла, когда распахнулось окно в светлый цивилизованный мир, быстро угасло, потому что нам в это распахнутое окно вставили канализационную трубу и слили через нее все то, что уже самим не нужно».

Слушая выступающих, я размышлял вот о чем. Похоже, мы постепенно возвращаемся к тому, над чем после развала СССР неустанно глумились (и продолжают до сих пор, к счастью, уже далеко отсюда) похожие на босховскую тусовку гайдары, чубайсы и прочие загадочные существа. Над образом «светлого будущего», населенного гораздо лучшими людьми, чем мы сами. В рамках такого миропонимания главной задачей не только системы образования, но всей организации жизни общества должно быть признано ни много ни мало постоянное улучшение человека. Если перефразировать известный американский лозунг «Каждое поколение должно жить лучше предыдущего», это звучит так: «Каждое поколение должно быть лучше предыдущего». Более образованным и интеллектуальным, более гуманным, более эффективным с точки зрения развития своего человеческого потенциала.

Утопия? Что-то отвлеченное? Нельзя измерить, назначить цену? Туда, куда мы пришли сегодня (см. выше цитату Никиты Сергеевича Михалкова), нас завели именно эти конкретные, измеряемые показатели. И дело не только в пошлости и тупости, дело в крайней вялости общества, в почти нулевой его энергетике, которую не зажечь рассуждениями о «росте ВВП в следующем году на 2%, может даже, на 2,5%». Напротив, якобы утопические прожекты «правильного», «светлого будущего» находят подсознательный отклик у десятков миллионов людей. Можете считать это шуткой — я почти уверен, что условная «партия Алисы Селезневой» прекрасно показала бы себя, участвуй она сегодня в выборах любого уровня.

Постоянное самоулучшение человека — конечно же, вовсе не советское открытие, христианство без устали говорило о том предыдущие две тысячи лет. Доминирующий сегодня в мире Запад в какой-то момент, на мой взгляд, ловко подменил во многом сакральную идею улучшения человека идеей улучшения условий жизни, то есть технологическим прогрессом. Но заменяет ли одно другое? Врач-психотерапевт Андрей Курпатов, выступивший на заседании клуба, привел наглядные примеры, куда ведет эта подмена. Да, технологии упрощают нашу жизнь, — но если человек просто плывет по течению, они упрощают и нас самих.

«Половина детей в возрасте до 10 лет практически постоянно находятся в онлайне. То есть воспитываются условным ютубом. Проблемы не только в контенте, который включает в себя порнографию и так далее. В этом возрасте мозг ребенка все воспринимает как нарезку ярких образов, и у него не структурируются те базовые нейронные сети, которые необходимы, чтобы он мог стать человеком в подлинном смысле этого слова. Я в своей практике постоянно вижу молодых людей, которым двадцать плюс лет, что бросили школу в седьмом-восьмом классе и занимаются исключительно просмотром видео, компьютерными играми и т.д. Кроме того, сильно пострадала такая психическая функция, как внимание, возможность концентрироваться. Двадцать лет назад мы с вами 150 секунд могли сосредоточенно о чем-то думать. После этого наша мысль делала виток, уходила в сторону. Сейчас всего 47 секунд в среднем у человека — способность концентрироваться на задаче. Это касается не только детей, но и взрослых».

В конце, как и обещал, про Ближний Восток. В мире, где все завязано на условный «рост ВВП», ничто, в общем-то, не препятствует нам перерезать друг друга. Вот представители американских оборонных корпораций не стесняясь пишут в соцсетях, что рады войне Израиля и палестинцев, так как конфликт ведет к росту военных заказов. Это тот самый мир, к которому мы пришли, отказавшись от «прекрасного далека». Смиримся ли мы с таким финалом?