Если раньше извращенцы требовали их услышать, сейчас они объявляют себя авангардом мировой цивилизации

Сергей МИХЕЕВ, политолог

06.09.2023

Материал опубликован в №8 печатной версии газеты «Культура» от 31 августа 2023 года в рамках темы номера "Что не так с Западом?".

Главное противостояние происходит даже не на поле боя и не в экономике, а в мире духовном. Если мы там выстоим, то победим — или по крайней мере победим на этом историческом этапе. Если опять скатимся в соглашательство, то проиграем, даже если победим на поле боя.

Я смотрю на эти вопросы как человек верующий, как православный христианин, и, конечно, взгляды верующего и неверующего человека будут принципиально разные, даже если в чем-то наши нравственные дороги пересекаются. Абсолютно убежден, что осознание процессов и социально-экономических, и политических, и общественных без их переосмысления через призму веры всегда будет неглубоким. Когда я говорю о сатанизме, то говорю о совершенно понятных вещах. Существуют описанные в Библии грехи, существует порок, существует Бог, существует его антагонист Демон, падший ангел. И то, что направлено на осознанное культивирование греха как новой нормы, я и называю сатанизмом, здесь не обязательно носить черные колпаки, майки с перевернутой пентаграммой или играть трэш-метал. Сатанистами, с точки зрения верующего человека, являются люди, отрицающие Бога как такового, легализующие то, что в религиозном понимании называется грехом, культивирующие это и продвигающие это как новую норму.

Я совершенно осознанно ввел термин «сатанизм» в политическую сферу — специально начал об этом говорить несколько лет назад, чтобы ввести в политическую дискуссию религиозные понятия. Без религиозного подтекста, как уже упоминал, многие политические процессы не осознаются в полной мере. Мы же постоянно пытаемся анализировать исключительно с точки зрения экономической: а вот смотрите, как биржи качнулись, а вот кому это выгодно с точки зрения обладания ресурсами, кто на этом заработает, а кто потеряет. Да, все это имеет место быть, но это очень поверхностно, и без осознания ситуации борьбы добра со злом глубокого понимания вы все равно не будете иметь. А уж если дело касается проблемы изменения общественных нравов, нравственной культуры, понятий, что такое хорошо, что такое плохо, тут без религиозной составляющей просто невозможно. Потому что разговоры, что это нельзя потому, что нельзя, — они ни о чем. Если нельзя, то почему? Значит, где-то существует эталон того, что можно, а что нельзя? Этот эталон есть только в религиозном сознании и больше нигде, все остальное меняется в зависимости от исторической эпохи, места, времени...

Вот почему нельзя растлевать детей? Если мы полностью убираем метафизические моменты, в парадигме светского человека внятного объяснения этому нет. Отсюда все поползновения — нельзя, раз такой закон? Ну, значит, надо изменить закон, вот и все. То есть, если нет понимания, что есть закон, который изменить нельзя, тогда все остальное начинает плыть, потому что любой мирской закон можно изменить. Осознание этих процессов без религиозной составляющей возможно, но оно всегда будет ущербным, неполным.

Иногда апеллируют к чувству естественного неприятия, отвращения, но это тоже не то, потому что чувство отвращения преодолевается при соответствующей атмосфере в обществе. Простой пример: массовое маниакальное стремление сменить пол среди подростков США и Европы. Когда им говорили, что это неестественно, они так не делали, а когда сказали, что здорово и круто, прогрессивно, они стали это делать. Даже такие совершенно противоестественные вещи с точки зрения природной преодолеваются, к сожалению. Если нет эталона или закона, который непреложен и переписан быть не может, всегда найдутся обоснования, чтобы пропихнуть ту или иную гадость.

Почему в нашем обществе нет в массе своей адекватного понимания происходящих сейчас на Западе процессов? Мы во многом дети советской эпохи, а советская идеология, как ни крути, марксизм-ленинизм, она про материальное. Более того, мы из одной материалистической ипостаси перешли в другую, еще более примитивную — идеологию дикого рынка, когда нам сказали, что даже какие-то остатки идеализма, которые в Советском Союзе были, — это тоже полная ерунда, а главное — голые деньги. Главная тайна этого мира — деньги. И мы купились. В Библии это описано как поклонение золотому тельцу — культ денег как смысл всего, денег и того, что можно за них купить. От этого заблуждения нашей элиты происходят и все наши бесплодные заигрывания с Западом — она этим культом пропиталась, долгое время верила в то, что и западная элита такая же, поэтому если речь о деньгах, то здесь клин клином вышибается: один денежный интерес можно вышибить другим денежным интересом. Тем более это было наивно в сегодняшнем мире, где не мы являемся держателями богатств: не оперируем мировыми деньгами, не контролируем глобальные банковские операции. В общем, вера дураков, которых развели на примитивный материализм, за что мы сейчас расплачиваемся и лихорадочно начинаем создавать какие-то другие смыслы, иногда в стиле кампанейщины, не понимая, о чем мы говорим... Но лучше так, чем никак.

Как Запад в итоге пришел туда, куда пришел? Постепенно шел процесс отхода от божественного, возврата к некому неоязычеству с точки зрения поклонения деньгам и удовольствиям как смыслу всего. Простые и естественные удовольствия надоели, давай искать непростых и неестественных — чем дальше, тем глубже западный человек погружается в этот колодец зла. Первыми тут оказались представители элит — творческих, политических, экономических. Те, у кого денег и удовольствий было больше, чем у других. Возникла вера в то, что они уловили некие смыслы, о которых другие не знают. Сыграла с Западом злую шутку и та власть, которую Запад приобрел в 90-е над миром. Власть, конечно, сводит с ума. Плюс те ресурсы, которые позволили им достичь высокого уровня комфорта, — комфорт всегда влечет соблазн. Вспомним здесь и протестантизм, который утверждает, что ваше высокое материальное положение является признаком избранности Богом. Протестантизм подогревал эти настроения, особенно в англо-саксонском мире: раз мы самые сильные, самые богатые, значит, наш путь правильный, мы избранные. А потом в какой-то момент и про Бога забыли. Также свою роль сыграл распад советской системы как альтернативы. Это позволило Западу упиваться своей победой — главный враг повержен. Они считали это победой, а значит, еще одним мощнейшим доказательством своей правоты, избранности, правильности своего пути.

А дальше их понесло по полной программе. Во-первых, бояться больше некого, во-вторых, сравнивать больше не с кем. В общем, теперь можно делать все что угодно. Они так жаждали победы — и что в итоге смогли с ней сделать? Обещали осчастливить свободой весь мир, им такой шанс предоставился, но — «бойтесь своих желаний, они сбываются». Их желание властвовать над миром сбылось, и что же они показали миру? Голый зад... Нет, не принесли более глубокое содержание, гармонию, безопасность. Их понесло со страшной скоростью в омут удовольствий, а потом откровенных извращений.

Сейчас Запад фактически пришел к идеологии обоснования легализации самых отвратительных грехов как якобы авангардного пути развития. Если раньше извращенцы требовали их услышать и признать равенство, то сейчас они объявляют себя элитой, авангардом мировой цивилизации, а всех остальных принуждают следовать их примеру. Это уже другое, откровение Иоанна Богослова, в просторечии называемое Апокалипсисом, здесь просто сквозит. Нас ждет мир диктата, мир новой антицеркви, антиверы, где всех заставят этому поклониться, причем все истины и смыслы будут извращены, то есть по форме сохранятся, но внутри будут отравлены этим ядом. Остальных будут максимально притеснять. «Будете гонимы за имя мое», — говорил Христос. Хороший пример здесь — это протестанты, которые вроде бы сохраняют имя, крест, но Библию переписали, картинки перерисовали, легализовали и оправдали все что можно. По форме то же, а по внутреннему содержанию противоположное.

Можем ли мы остановить это или не можем — только история покажет. Но у нас точно есть шанс. Россия, даже отвергая Бога в XX столетии, все равно оставалась на этой стороне. Так же и сейчас, пытаясь принять западную цивилизацию, опять странным образом в итоге оказывается на стороне божественных истин — что само по себе считаю доказательством покровительства Бога над нашей страной. По идее, антагонистом США должен сейчас выступать коммунистический Китай, а не Россия, которая вроде бы приняла все либеральные догматы. Но именно Россия вдруг оказывается в ситуации идеологического противостояния с Западом. Если честно, не вижу сегодня ни одной страны в условно «европеизированном» мире, кроме нас, которая готова бороться за традиционное понимание жизни. Да, на Западе есть люди, для которых это так же дико, как для нас, и, наверное, их немало. Но у них не осталось воли сопротивляться, потому как никакого вменяемого сопротивления я до сих пор не вижу.

Главное противостояние происходит даже не на поле боя и не в экономике, а в мире духовном. Если мы там выстоим, то победим — или по крайней мере победим на этом историческом этапе. Если опять скатимся в соглашательство, то проиграем, даже если победим на поле боя. Соблазн свернуть с этого пути всегда есть, и он очень силен, потому что, чтобы двигаться вверх, надо тратить много сил, а чтобы катиться вниз, никаких сил тратить не надо, катиться вниз всегда приятно — до определенного момента. Похоже, наши власти предержащие не хотят нового глобального противостояния, но воля провидения заставляет нас делать выбор. И пока мы делаем выбор в сторону света. Мы не святые и не ангелы, но на фоне Запада даже мы начинаем выглядеть неплохо. Хватит сил удержаться, изменить свою жизнь — это будет успех. Скатимся к компромиссам — я имею в виду не компромиссы в войне и мире, экономике, территориях, а компромиссы в выборе пути — проиграем, сожрут с потрохами.

Подготовил Алексей Чесноков