На развалинах старого мира

Петр ВЛАСОВ, Главный редактор газеты "Культура", писатель

06.03.2023

Материал опубликован в №2 газеты "Культура" за 2023 год

Прошел год с того момента, когда Россия начала специальную военную операцию (СВО) на территории Украины. Признаемся, мало кто из нас предполагал в те февральские дни подобный сценарий.

Помню, уже через сутки появились сообщения о бегстве Зеленского и его подручных из Киева. Казалось, еще несколько дней — и все будет кончено. Потом эти гипотетические дни до нашей победы превратились в недели, позже — в месяцы. Так прошел целый год — и есть ощущение, что военные действия на западных границах могут занять еще очень много времени. Не будет преувеличением сказать о непростых временах, которые нас еще ожидают впереди и для которых все до сих пор случившееся было лишь сумбурной прелюдией.

Вопрос, который занимает многих — или, скорее, мучает, — почему же события начали развиваться именно так, вопреки нашим ожиданиям? Аналитики всех мастей, конечно же, по поводу годовщины СВО все уже разобрали по полочкам, от военных вопросов и экономических до идеологии и культуры. Мы услышали массу версий относительно того, что и почему пошло не так, как предполагалось, от доступных среднему обывателю до зубодробительно-конспирологических. И тем не менее не оставляет ощущение, что главный ответ так и не прозвучал. А множество ответов по тем или иным отдельным темам не дают полноценного понимания смысла происходящего.

Скажу сразу — у меня тоже нет ответа, четкого и однозначного. Но, думаю, можно попробовать подобраться к нему вместе, использовав при том методы не столько научно-аналитические, когда исследуются различные факты, а затем из них складывается причинно-следственная цепочка, сколько, скажем так, скорее литературные — из деталей, некоторые из которых кажутся порой весьма второстепенными, набрасывается общая картина происходящего, и человек, пропуская через себя все это, вынашивает по итогу некое сложное чувство, способное сообщить ему о смыслах порой гораздо больше, чем причинно-следственные связи.

Первым делом важно все-таки правильно представить масштаб, понять, насколько значимо происходящее в глобальном историческом контексте. Признаюсь, мне самому порой досадно читать в военных сводках сообщения о том, как наши войска «продвинулись через поля и вышли вплотную к фермерским базам» или же «ведут бои в окрестностях шиноремонтного завода» (прямые цитаты). Так или иначе мы сопоставляем СВО с боями Великой Отечественной, Сталинградом, Курской битвой и так далее, тем более что на нас сегодня идут войной вполне себе идеологические наследники нацистов. Тем не менее сводки с поля боя не должны вводить в заблуждение. Происходящее на западных границах вовсе не региональный конфликт между Россией и Украиной, которую поддерживают страны НАТО. Определенно, это центральное мировое событие в развитии, эпицентр разворачивающейся на наших глазах истории. Точка, в которой прилагают свои усилия все главные ее субъекты, постоянно повышая ставки и потому нарушая прежние «красные линии». Очевидно, что чем дальше, тем важнее становится для всех участников будущий результат. Не случайно, что год с момента начала СВО имел для всех такое символическое, почти сакральное значение, ознаменовавшись чередой знаковых визитов, встреч и заявлений.

Второй ключевой момент, о котором, на мой взгляд, стоит упомянуть, — очевидная нелогичность, даже иррациональность всего происходящего. Да, трезвые люди еще в начале 90-х говорили, что единственная цель Запада в отношении России — это интегрировать ее на правах полуколонии в мировую экономическую систему, подкупив верхушку элиты и контролируя таким образом огромную и непредсказуемую страну. Но дело-то было как раз в том, что нашу элиту это тупиковое, подчиненное состояние вполне себе устраивало. Не напрягаясь по поводу всяких там передовых технологий, просто качать ресурсы, получать свою ренту и красиво тратить ее на Западе. Расслабленный, похожий на желе рантье стал героем того во многом бессмысленного времени. Что же случилось? Почему вдруг то, что считалось комильфо, стало моветон? С какой стати развращенная Западом элита решила взбунтоваться, поставив под удар собственные доходы и отпуск в солнечных Италии-Франции? Полная загадка, над которой бьются западные эксперты, предлагая в качестве ответа лишь шизофренические версии о «безумии российских лидеров» или их «паталогическом стремлении к тирании и страхе перед успехами украинской демократии».

Третье важное обстоятельство — то, что Россия, формально начав первой боевые действия, вовсе не стала страной-изгоем, которую боятся и ненавидят. Те же Китай или Индия всячески пытаются обойти режим экономических санкций и уклоняются от филиппик в наш адрес. Холодное стремление к наживе? Скорее, только часть правды. США недавно обвинили Китай в том, что он «находится на грани» того, чтобы начать поставки вооружений в Россию. Если это произойдет, Китай может экономически, по крайней мере в короткой перспективе, потерять очень многое. Другими словами, речь ни много ни мало о «молчаливой поддержке» наших действий со стороны порядка сотни стран (именно столько отказываются в ООН поддерживать западные резолюции по Украине). Почему, по какой причине?

Да, из всего вышесказанного не получится некий однозначный вывод-результат, как если бы мы сложили два и два. Но появляется довольно осязаемое ощущение: похоже, сами того не осознавая, держа в голове совсем иной масштаб замысла, мы стали инициаторами — или же можно использовать модное слово, триггером — какого-то масштабного, глобального процесса, затрагивающего всю планету. Если вспомнить другое модное выражение, СВО вывела мир в точку бифуркации, которая в термодинамике понимается как «критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности». Притом мир разделился на две части интересантов — первая, гораздо меньшая, желает, чтобы система не менялась и оставалась прежней. Вторая, гораздо более многочисленная, хотела бы поменять систему, от которой выигрывает меньшинство. Хаос страшит всех, но он тоже является одной из опций, причем гораздо более вероятной, чем возвращение системы к исходному состоянию (шансы этого, скорее, стремятся к нулю).

Неудивительно, что те, кто понимает реальный масштаб событий (мы сами, на мой взгляд, пока еще до конца его не осознали), уже озаботился тем, чтобы набросать контуры этого нового мира, который, если все не скатится в хаос, придет на смену глобальному англо-саксонскому капитализму (капитализм в данном контексте не столько экономическая модель, сколько идеология). Речь о Китае, что не только выступает с мирной инициативой по Украине, но и активизировал усилия по созданию глобального «сообщества единой судьбы человечества», куда могут войти разделяющие продвигаемые Китаем ценности страны. Пока эти инициативы на фоне боевых действий многим кажутся чем-то весьма и весьма второстепенным. Но даже одержать военную победу, не понимая, в какую историю ты ввязался и какие для того ресурсы и усилия потребуются, будет крайне затруднительно.

Петр Власов -- главный редактор газеты "Культура", писатель