Любовь к себе

Инна ДОМРАЧЕВА, поэт

31.10.2020

Чтобы сделать что-нибудь великое и возлюбить ближнего и весь мир, оказывается, надо сначала полюбить себя. Но как? Это страшно тяжелая задача.

Апостол Марк утверждал: Иисус Христос завещал нам возлюбить ближнего, как самого себя. Формула, на которой люди спотыкаются уже третью тысячу лет. Кто-то начинает сильно ценить себя — надо же с чего-то начинать? — а любовь к ближнему оставляет на когда-нибудь потом. А у кого-то проблема обратная — никак не удается полюбить себя...
Попалась недавно на глаза передача — два молодых человека соревновались в искусстве пения. Один, знаете, такой красавчик в ассирийском стиле — высокий, черноглазый, с классическим профилем и бородкой. И голос — богатый, как целый симфонический оркестр. Даже мне, человеку, не особенно сведущему в музыке, сразу ясно: с детства занимался вокалом у хороших педагогов. Ведущие передачи потом подтвердили — так и есть, юноша с мощным музыкальным бэкграундом.

И второй. Невысокий, встрепанный какой-то, нос картошкой — не сокол ясный, нет. Воробушек. И голос... славный такой голос, но силы явно меньшей, чем у первого. И классической школы не хватает.

Результат был бы предельно предсказуем, если бы не обаяние. Какое-то прямо нечеловеческое обаяние второго паренька.

О таких ребятах с детства говорят — солнышко. С рук им сходит не то чтобы абсолютно все, какие-то неприемлемые вещи они никогда не делают сами, как будто чувствуют ответственность за это свое обаяние. Но по мелочи... По мелочи они хулиганят так, будто четыре черненьких чумазеньких чертенка делегировали им свои полномочия. И все как с гуся вода. Улыбнется виновато, стрельнет лукавым глазом из-под взлохмаченной челки — как его такого накажешь?

Ну так вот это был тот самый шалопай, только подросший. Он шагнул к микрофону, проверил наклон штатива. Оглядел зал. Ровно с тем же выражением, с которым только что трогал штатив, — обаяние включено, работает? Сверкнул улыбкой в тот угол, где меньше выли от восторга. Крики из нерадивого угла перекрыли вопли остального зала. Работает.
Больше он не отвлекался. Юноша весь как будто подобрался, вытянулся вверх и запустил себя куда-то на околоземную орбиту, где находилось идеальное, сферическое в вакууме исполнение песни, и нужно было туда просто долететь. Он отстрелил от себя сцену и зал, как первую ступень ракеты-носителя, и рванулся вверх. В направлении звука.

Запомните это выражение лица. Вот так выглядит человек, который знает, что его есть за что любить, и уверен в любви окружающего мира. Обаяние — это и есть та самая уверенность в любви и в праве на эту любовь. И когда такой человек делает то, что считает настоящим и правильным — он будто бы не чувствует даже сопротивления воздуха. Вижу цель — не вижу препятствий.

А потом вступил второй исполнитель. Поразительно, повторюсь, красивый юноша с роскошным, поставленным голосом. Ладно, я устала тянуть интригу — ассириец проиграл.
Он очень хотел понравиться залу и жюри. Он очень хотел быть оцененным. Смотрите, ведь он так хорош и профессионален! В конце концов, у него шире диапазон! А еще он раскован, смотрите, как изящно он двигается в такт музыке!

Сокол ясный ассириец не пел. Он озвучивал свою презентацию. Прекрасную и профессионально выполненную. А воробушек делал то, для чего он вообще появился в нашем шумном и негармоничном мире: превращался в звук. Без какой-либо оглядки на публику.

Это было очень жестокое описание, да? Нет, вы ошибаетесь. Я не торжествую. Я отчаянно сочувствую ассирийцу. Не его проигрышу — в жизни молодого человека будет еще множество побед, он терпелив, трудолюбив и талантлив. Его оглядке на публику. Вы же видите, какой я хороший? Ну, скажите же мне, что вы это видите!

А вот так выглядит человек, которому когда-то очень давно, когда деревья и собаки были большими, не сказали, что он самый лучший. Самый драгоценный. И что ему по праву рождения положено быть любимым. Даже если он разбил любимую мамину чашку и не съел суп. Даже если он плюется через трубочку вишневыми косточками и принес сразу три двойки. Все равно самый замечательный и самый родной.

И почти всегда, если потянуть за эту ниточку, оказывается, что ведь и мама с папой ни в чем не виноваты, что их в свое время тоже недолюбили, недоцеловали во взъерошенный младенческий хохолок, а потом надо было выживать и пробивать себе дорогу, люди же такие, им палец покажи — они руку по локоть откусят. А бабушка! А прабабушка!
Честно говоря, я не знаю, что с этим делать. Умные люди — психологи говорят: загляни в себя и обними своего внутреннего ребенка. Обними маленького себя так, как двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад не успели обнять его настоящие взрослые. Ведь ты же теперь сам настоящий взрослый.

Наверное, это действительно работает. Если среди химер и ложных воспоминаний найти настоящего маленького себя. Если убедить его — и себя нынешнего! — что теперь ты на самом деле взрослый. Если перестать нервно посмеиваться, осознавая явственный идиотизм популярной терапевтической практики.

Но это обязательно надо как-то сделать. Потому что очень тяжело жить в мире, где круглое необходимо толкать, а квадратное катить. Чтобы жизнь медом не казалась. Чтобы не воображал, что попал в сказку.

Те, кого вовремя поцеловали в темя, в незаросший младенческий родничок, живут в этой сказке прямо сейчас. Просто потому что знают: мир их любит. Он большой и теплый. Они не живут во внутреннем бетонном бункере, который иногда может защитить от враждебной реальности, но чаще всего не впускает свет и тепло снаружи. Они впитывают этот уже рассеянный в воздухе солнечный свет всей поверхностью тела. И отдают обратно, когда вокруг становится холодно.