21.11.2019
Нас ждет потребительская и в некотором смысле культурная революция. Госдума в первом чтении приняла законопроект «О виноградарстве и виноделии», который, возможно, изменит и экономику страны, и привычки миллионов россиян. Перевести соотечественников на качественное отечественное вино — задача действительно достойная и грандиозная. Ведь данный продукт предполагает совершенно иную культуру потребления и поведения. Это «самый здоровый, самый гигиеничный напиток при условии, если употреблять его умеренно», писал Луи Пастер.
В последние годы ценителей, способных со знанием дела обсуждать отличия терруаров и миллезимов, становится больше. Специальные полки с классными российскими винами появились даже в сетевых супермаркетах. Но их путь к массовому потребителю по-прежнему тернист. Старшее поколение еще помнит социалистические времена с засильем «плодово-выгодного» и «бормотухи». Роскошью считались полусладкие грузинские «Хванчкара» и «Киндзмараули», но их на прилавках было не сыскать. Вина же импортного завозилось немного, бартерные поставки из соцстран в силу низких вкусовых качеств не пользовались спросом. Затем алкоголь исчез из магазинов, после страну залили спиртом «Рояль» и паленой водкой, вследствие чего потребление крепких напитков стало непременной приметой нашей жизни. А там подоспел и «боярышник»...
Меж тем еще в конце XIX века родоначальник русского виноделия Лев Голицын говорил с Александром III о том, как сделать вино частью повседневной жизни с дальнейшим выводом его на международный рынок. Когда князь приступал к реализации этой идеи, ситуация с алкоголем в империи походила на «фальсифицированные девяностые». Персонаж чеховского рассказа «Неосторожность» выпивает «стакан вина, напоминавшего своим вкусом что-то среднее между уксусом и касторовым маслом». Но спустя пару десятилетий рожденные трудами Голицына российские вина уже брали высшие призы на мировых конкурсах, а спецмагазин рядом с генерал-губернаторским особняком на Тверской продавал качественный напиток низшим сословиям по комфортным ценам. Таков был социальный проект Льва Сергеевича, и сегодня у России есть замечательный шанс к нему вернуться.
В сфере виноделия у нас действует набор зачастую противоречивых норм, оставляющих простор для фальсификатов. В результате под маркой российского вина часто продается «разливайка» из дешевейшего чилийского балка, полученного из отходов и стоящего после всех растаможек порядка 30 рублей за литр. Как итог — вред здоровью и дискредитация идеи. Прекратить же эту вакханалию сложно, поскольку правовая база ориентирована прежде всего на продукцию с высоким содержанием спирта и практически не учитывает специфику винодельческого производства. Это логично, ведь паленая водка ежегодно уносит тысячи жизней.
В новом же законопроекте наконец возрождается определение, придуманное все тем же Голицыным: вино — это исключительно продукт брожения винограда. А вино России — на 100 процентов изготавливается из выращенного на территории Российской Федерации. Основной смысл документа: государство сохраняет за собой централизованное регулирование и контроль за безопасностью и качеством, устанавливая для производителей равные права. Подобно тому, как в магазинах сегментируются сыр и «сырный продукт», этикетки станут четко отделять истинное вино от виноградосодержащих напитков и «шмурдяков».
Принятие закона не выметет бутылки из Франции, Италии или Испании — тут нет никаких контрсанкций. Просто отсутствие системы единых требований ставит российских виноделов в заведомо невыгодное положение: «разливайка» из импортного сиропа (именно так сгущают дешевые материалы для перевозки танкерами) с наклеенной русской этикеткой всегда окажется доступнее местного качественного вина.
Знаковым моментом стало избрание на пост председателя совета Союза виноградарей и виноделов Дмитрия Киселева. У медиаменеджера есть увлечение — ему принадлежит виноградарское хозяйство в Крыму. Своеобразным предвыборным манифестом новоизбранного главы стал снятый им фильм «Хватит травить народ». Он посвящен возможности, упущенной в XX веке, но вновь появившейся сейчас. Продемонстрированная в Госдуме картина заслужила оценку «лучшего выступления за необходимость принятия закона о виноделии». К сожалению, на телевидении ленту показали в позднее время, а ведь это еще один мостик при переходе к цивилизованному потреблению алкоголя.
«Мы верим в русское виноделие, это будущее богатство России, но нам нужно сплотиться, чтобы создать это богатство, если бы наше поколение этого и не достигло, то уже нашим детям, во всяком случае, откроется горизонт, что делать, так как мы им укажем путь и дадим метод», — говорилось в «Обращении к русским виноградарям и виноделам» Льва Голицына 1903 года. Новый законопроект пестует данную высокую идею. Появление защищенной торговой марки «российское вино» поможет наконец вывести в широкое потребление качественный отечественный продукт по конкурентным ценам.
И пусть кому-то сейчас подобное кажется нереальным. Но так еще недавно мало кто верил в возвращение Россией титула крупнейшего мирового экспортера зерновых, возрождение сельского хозяйства, замену аргентинских стейков отечественной говядиной, появление конкурентоспособных сыров. Но удалось? Да! У российского же вина стартовые возможности куда лучше.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции