Важно, как посчитают

Николай ФИГУРОВСКИЙ, политолог

03.07.2019

Из всех наук сегодня главной, похоже, является социология. Специально отобранным людям задают хитрые вопросы. Затем ответы прогоняются через компьютер и выходит некий срез общественного мнения. Далее делается пресс-релиз с упором на сенсацию. Если же резонанс достигает критической границы — ​социологи разводят руками-манипуляторами: мол, нас не так поняли.

Вот «Левада-центр» выдал шокирующие данные: 55 процентов россиян никогда не были в театре или музее, 64 процента — ​на концерте, а 28 процентов наших сограждан не читают книг, газет и прочей печатной продукции. Зато больше половины жителей нашей страны ежедневно смотрят фильмы и сериалы, а две трети респондентов непрерывно встречаются с друзьями во дворе. В общем, интеллектуальный апокалипсис: народ в перерывах между «мылом» лузгает на районе семки с пацанами.

«И это в некогда самой читающей в мире стране! — ​негодуют участники группы «Сделано в СССР» в «Одноклассниках». — ​Довело проклятое общество потребления россиян до цугундера!» А блогеры из соседних государств так и вовсе восторженной пеной исходят: бескультурная Россия, что и требовалось доказать!

Правда, представитель вымирающего (по мнению «Левада-центра») племени читателей тут чувствует некоторый когнитивный диссонанс. С одной стороны, славящаяся либерализмом социологическая фирма утверждает, что половина соотечественников вообще спектаклей не видела, а при слове «музей» испытывает немедленное желание включить телеящик. С другой — ​проблема спекуляции билетами в театр приобрела такой размах, что Госдуме пришлось принимать закон, препятствующий данному криминальному бизнесу. Но раз места в Большом, Театре Наций, «Табакерке» или Театре Фоменко не достать и за суммы с тремя нулями — ​значит, спрос превышает предложение?

И как же многочасовые очереди на выставки Серова, Айвазовского, Куинджи? Помнится, три года назад любители живописи были столь неистовы, что толпились у входа даже в суровые морозы — ​МЧС пришлось разворачивать возле Третьяковки на Крымском Валу полевые кухни и согревать тысячи москвичей и гостей столицы горячим чаем.

И вообще — ​в России наблюдается музейный бум. В 2011 году зафиксировали 80 млн посещений музеев, в 2018-м — ​свыше 150 млн. В 1,6 раза выросло число выставочных проектов — ​с 50 до 80 тысяч. Бюджетные инвестиции федеральным музеям увеличились за шесть лет с 10,4 до 17,5 млрд рублей в год, а доходы музеев — ​с 6 до 15,5 млрд рублей. Согласитесь, это уже совсем иные цифры — ​и, что важно, основаны они не на опросах отдельных людей.

На Петербургском экономическом форуме говорилось о «большом самурайском пути», пройденном нашими крупными музейными учреждениями, вышедшими на самоокупаемость более чем на 50 процентов. Брендируются целые городские пространства, все популярнее становятся «Ночи музеев». Причем касается это не только традиционных культурных столиц, Москвы и Питера, и государственных учреждений. Развиваются маленькие частные музеи и галереи. И в областных центрах за Уралом, и в городах «Золотого кольца», и в совсем крохотных Коломне, Плёсе, Козьмодемьянске, Мышкине народ ломится, чтобы увидеть частные коллекции кукол, попробовать пастилы, посетить экспозиции, презентующие древнерусскую семью, охоту, рыболовство.

И с театрами ведь у нас примерно та же картина: почти в каждом провинциальном ДК непременно действует небольшая студия или труппа, коими местные жители гордятся. А еще и из столиц наезжают гастроли и антрепризы. Впереди же создание культурных кластеров, которые обеспечат циркуляцию событий между регионами — ​от Калининграда до Владивостока.

«Позвольте, — ​спросит скептик, — ​так откуда же 55 процентов россиян, заявляющих, что отродясь не бывали в храмах культуры?» Кто же наполняет залы и галереи, кто платит 15 миллиардов в год за входные билеты только в музеи? Неужто узкий круг столичных интеллектуалов да зарубежные гости?

Нет, просто социология — ​наука хитрая. И опросы чрезвычайно зависят от множества временных факторов — ​от новостей с мировых саммитов до прогноза погоды. Проиграли наши в футбол или зарядили дожди — ​общественное настроение падает ниже рейтинга Порошенко. Вышло солнце — ​народ заявляет, что лучшее времяпровождение — ​сидеть во дворе или на пляже. Какой там музей, когда на улице жарища за тридцать? А может, дело еще в каких-то социологических методиках? Чем иначе объяснить потрясающую разницу в ответах на одни и те же вопросы?

Вот пятилетней давности аналогичный опрос ВЦИОМа с такой же выборкой. В 2014-м признались, что никогда не были в музеях 7 процентов опрошенных. Значит, 93 процента туда все же забредали? Куда за пять лет подевались 48 процентов окультуренных сограждан, тем более в годы самого музейного расцвета? 70 миллионов человек как-никак. Естественная убыль населения находится в пределах погрешности, эпидемии склероза вроде бы не фиксируется. Парадокс!

Хочешь не хочешь, а социологам, выдающим сенсации, приходится что-то объяснять. «Конкретно в данном опросе имеется в виду, конечно, что сейчас не читают. В каком-то таком ближайшем времени… в последнее время, в последние годы», — ​уточнил данные об обескультуривании населения директор «Левада-центра» Лев Гудков, добавив, что в СМИ были представлены некорректные трактовки исследования. Но какие уж тут трактовки, если в пресс-выпуске на сайте «Левада-центра» русским по белому написано: «Каждый второй житель России никогда не был в театре, консерватории или музее (55 процентов)».

В общем, гражданам, все еще что-то читающим и посещающим, придется относиться к выводам социологов как к прогнозам синоптиков с астрологами — ​иного выхода пока не предвидится.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции