И БАД следовал за ней

Дмитрий ЛЕКУХ, писатель

26.04.2019

В масс-медиа и соцсетях бурно обсуждается виртуальная судьба Елены Корниловой, одной из самых известных блогеров Рунета. Девушки необычайно деятельной, пишущей о «правильных биологически активных добавках» для 263 000 подписчиков. Елена предлагает им покупать БАДы в различных онлайн-магазинах по своему промокоду. Чем, видимо, и живет.

Или, правильнее сказать, жила? Девушку подвели страсть к публичности, стремление к расширению бизнеса и, как следствие, выход в большие СМИ. Корнилова дала интервью проекту «РБК-стиль», в котором утверждала, что окончила магистратуру на факультете биологии Университета Анхальта. Но этого Елене, которой нет и тридцати, показалось мало, поэтому девушка получила степень по органической химии в Мюнхенском техническом университете, а сейчас учится в Национальном университете Сингапура и поступает в знаменитый Стэнфорд. Все это вызвало неподдельный интерес у комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований: возможно, что ее членам просто захотелось познакомиться со столь талантливой соотечественницей.

Но, как выяснилось, за рубежом девушка не обучалась. Да и сами ее рецепты при внимательном рассмотрении оказались настолько чудовищны и безграмотны, что вопросы тут появляются не столько к самой Елене (она, в конце концов, персонаж не исключено, что вообще виртуальный, словно ее образование), а к тем тысячам подписчиков, которые данный бред читали и претворяли в жизнь.

При этом самое ужасное, что весьма солидную часть аудитории Корниловой составляли беременные. Она для них и собственные платные вебинары вела (а еще, кстати, по лечению цистита и болезней желчного пузыря — ​биохимик и фармаколог довольно широкого профиля, чего уж). Теперь озлобленные пользователи грозят расправой самой топ-блогерке — ​пока, правда, тоже лишь виртуально. Но кормильца в лице Instagram Елене все же пришлось — ​по крайней мере, частично — ​прикрыть.

История, в общем, стара и банальна: во времена оные так и говорили — ​«воровка на доверии». Это и есть самое, пожалуй, интересное в происходящем — ​в нем нет ничего нового. Обычное надувательство, только прошедшее через апгрейд в «версию 2.0».

Не единичное, надо сказать. Чего, например, стоят спортивные прогнозы от «молодых миллионеров», сбывающиеся исключительно по праздникам. Можно вспомнить и прошлогоднюю скандальную ситуацию, в которую угодила Ольга Бузова, рекламировавшая проекты от аферистов, после чего те исчезли, а спонсоры мероприятия потеряли 12 миллионов рублей. Лохотрон в социальных сетях — ​ныне обычное дело; это старый рефрен «кто возьмет билетов пачку — ​тот получит водокачку» на новый лад — ​правда, жестче и беспринципнее.

А уж сколь много блогеров предлагают своим подписчикам чудодейственные рецепты красоты и здоровья! Имя им легион. И хорошо бы законодательно обязать таких «лекарей» иметь соответствующий диплом или документ о дополнительном образовании. Ведь человек, им доверившийся, рискует потерять и красоту, и здоровье. В Австралии вот недавно суд оштрафовал на 410 тысяч долларов девушку-блогера, вещавшую подписчикам о некоем спецпитании, якобы излечивающем от рака. Чем не пример?

Особой морали во всем этом нет, а вот роль социальных сетей заслуживает пристальной оценки. Они ведь — ​и это прежде всего самим юзерам надо понять и принять — ​являются исключительно, выражаясь современным маркетинговым языком, средствами коммуникации. А уж кто с кем и как «коммуницирует» — ​вопрос к людям. Соцсети — ​та же скамейка у подъезда, кстати, и темы для обсуждения примерно из того же набора: Украина, Пугачева, реновация Собянина. Какая Любка? Из двадцать третьей? Нет, эта не шаболда, шаболда — ​из сорок шестой. Нормальные люди, извините, говорят о том, что им в настоящий момент интересно. В мужских курилках, к слову, то же самое. Плюс рыбалка, политика партии да футбол. Ну, и медицина, естественно. Куда без нее?

Если помнить, что интернет — ​всего лишь площадка, то ничего страшного: обсудить можно разное. Однако, когда дело доходит до конкретики, защиту следует искать не у подъезда, а идти к адвокату или в полицию. Учиться — ​к учителю. Строить дом — ​к архитектору. Ну а лечиться — ​само собой — ​к врачу. Если же перестать относиться к социальным сетям просто как к инструменту общения, а начать думать о них как об этаком идеальном пространстве, в котором продвигаются высшие смыслы и раздаются волшебные таблетки, да еще и за деньги — ​тогда, простите, беда. Тогда к вам, как ни сопротивляйтесь, рано или поздно придет в гости топ-блогерка со своими «дипломами», рецептами и промокодами. И заметьте, не понесет за это никакой серьезной ответственности. Ведь, по сути, вы сами дали ей зеленый свет. Как шарлатанам далекого прошлого с их эликсирами молодости. Раньше, правда, им только аплодировали, а теперь ставят лайки — ​но денежки, так или иначе, несут весьма исправно.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции