26.04.2019
Не то Михаилу Салтыкову-Щедрину, не то Николаю Карамзину напрасно приписывают фразу: «Разбуди меня через сто лет и спроси, что происходит в России, я отвечу — пьют и воруют». Ни тот, ни другой ничего подобного не говорили, да и ситуация в стране явным образом меняется в лучшую сторону. Пить в последнее время стали гораздо меньше (во всяком случае, согласно статистике, так уж точно), с воровством, надеюсь, тоже разберутся еще при жизни нашего поколения. Все подвижки к тому есть.
Но вот в чем нет ни малейших сомнений, так это в том, что и через сто, и через двести лет мелкие и средние чиновники, оторвавшиеся, похоже, и от земли, и от здравого смысла, регулярно будут изрекать глупости разной степени общественной вредности и человеческого бесстыдства. Глупости, похожие на звенящую пошлость.
На днях, например, отличилась заведующая социально-экономическим отделением Курганского государственного экономического колледжа Елена Яковлева. Формально должность, конечно, не чиновничья, но не будем в данном случае как раз таки формалистами. Завотделением учебного заведения встроен в муниципальную систему управления ничуть не меньше, чем какой-нибудь завотделом в соответствующей администрации.
Яковлева заявила следующее: «Платя пособия по безработице, мы развращаем людей. Если мы берем, к примеру, Великую депрессию, то там люди умирали от голода, и именно это мотивировало их работать», — так она будто продолжила «славную» традицию саратовского министра Соколовой с ее «макарошки всегда стоят одинаково» и свердловской чиновницы Глацких с «государство не просило вас рожать». Подчеркнем, что фраза была сказана в ходе круглого стола с соответствующим названием «Курганская область: достойная жизнь — каждому».
По степени цинизма и социал-дарвинизма заявление Яковлевой сравнимо с недавним перлом бывшей балерины Анастасии Волочковой, в ходе эфира на «Эхе Москвы» порекомендовавшей бедным людям «больше работать», а не «курить на завалинке бычок». Видимо, так, по плохим американским фильмам, она представляет Россию.
Напомним, что бедных в нашей стране, по последним данным, около 19 миллионов человек, и среди них немало работающих людей. Знают ли об этом Яковлева и Волочкова? «Работающие бедные» — это вообще позорный и недопустимый феномен современной стадии развития экономики. Ведь зачастую, даже трудясь изо всех сил не только на должностях грузчика, курьера или водителя, не требующих образования, но и, казалось бы, престижных профессиях врача или учителя, невозможно нормально заработать на достойную жизнь. И именно это сильнее всего демотивирует людей.
А выжить на пособие по безработице в принципе никак невозможно — чисто статистически. Максимальный его размер для подавляющего большинства граждан России в 2019 году составляет 8000 рублей, что на 3280 рублей меньше прожиточного минимума. Тут, пожалуй, и диета из макарошек не поможет. Только для безработных предпенсионного возраста сделано исключение: они получают ровно прожиточный минимум.
Какой фантастический разврат, не правда ли, Елена Сергеевна? Может быть, попробуете выжить на 8000 рублей и расскажете потом о том, какие деликатесы украшали ваш стол? Если, конечно, не умрете с голода; ведь на эти деньги нужно и оплатить коммунальные услуги, и накормить детей.
В данной — по сути, очередной — истории может порадовать лишь одно: то, что Яковлева работает в курганском колледже, а не в московском вузе (вроде Высшей школы экономики), экспертов которых регулярно приглашают для консультаций различные министерства и ведомства.
Да, безусловно, людей важно и нужно мотивировать для того, чтобы они работали и зарабатывали, двигались вперед, повышали свой профессиональный уровень. Давать им, что называется, не рыбу, а удочку. Развивать в них стремление быть лучше, выше, сильнее, а не ждать благоденствия сверху. Однако сделать это реально только в одном случае — если труд будет достойно оплачиваться.
С другой стороны, если люди увидят, что зарплата годами растет лишь формально, едва поспевая за инфляцией, наоборот, наступит профессиональное выгорание, депрессия, упадок сил — и через определенное время, возможно, даже реальная угроза голода не вынудит человека вернуться к работе. Он просто смирится, сдастся. Чиновничье же хамство и без того в напряженной жизни становится для обычного человека дополнительным серьезным демотиватором. Вызывающим, правда, скорее не апатию, а протест и ярость.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции