14.02.2019
В США — очередной расистский скандал. В центре внимания — уже не губернатор, умудрившийся сфотографироваться в балахоне ку-клукс-клана в угаре студенческой вечеринки тридцатилетней давности, а певица, посол доброй воли ЮНИСЕФ Кэти Перри и ее новый дизайнерский «прорыв» — черные туфли-мюли с глазками и ярко накрашенными губами.
Белые, розовые, желтые и голубые модели, а новая линейка аксессуаров выполнена в девяти цветах, остались незамеченными. Черные взорвали сеть. Это же блэкфейс, — линчевали горе-модельера в твиттере. Кэти, чего уж, «расистка со стажем» — ее не раз порицали за обращение к «чужой культурной идентичности», за костюм гейши для церемонии American Music Awards — «возмутительную» обувь с производства сняла. Чуть ли не в слезах заверила, что не хотела причинить кому-либо боль. Фантазийный образ, — говорила она, — дань contemporary art и искусству сюрреализма.
Но не тут-то было: за «блэкфейс», вид некогда популярного грима из ваксы для уличных шоу, с помощью которого изображали карнавальных персонажей вроде «безмятежного негритенка с плантации» и подручных Санты, сегодня можно оскандалиться по полной. Именно это случилось с домом Gucci, «оскорбившим» цветную общественность черной водолазкой-балаклавой с изображением все тех же злосчастных ярко-красных губ. И с домом Pradа, прицепившим к сумочкам брелоки линейки Pradamalia — фигурки обезьян. Разумеется, как только в воздухе запахло жареным, обе марки принесли публичные извинения. Но если миланский модный гигант отделался легким испугом и солидным пожертвованием в пользу нью-йоркской организации, занимающейся борьбой за расовую справедливость, то не менее прославленному детищу флорентийского официанта пришлось долго и мучительно краснеть. Темнокожие активисты завалили интернет роликами, где призывали бойкотировать бренд, сжигая под камерами вещи марки.
А как же свобода творчества, искусство, которое нередко работает на грани фола и даже делает ставку на эпатаж, — спросит далекий от заокеанских реалий читатель.
В условиях узаконенной социальной паранойи одних групп и привычной беспомощности других, как повезет.
Платье из сырого мяса, в котором щеголяла Леди Гага — это хит. Рваная, деконструированная одежда, женская на мужчинах и соответственно наоборот, на показах Вивьен Вествуд — панк. Привязанные друг к другу эластичными бинтами манекенщицы, некоторые, между прочим, «дефилировали» вниз головой и голые, без всяких фиговых листов, юноши у Рика Оуэнса — метафора глубинной мужской неиспорченности и женской силы. Измазанные кроваво-красной краской модели Ребекки Хорн — антимилитаристский манифест. Бюстгальтеры-шары и голые попы от берлинского бренда Namilia — да тут вообще обсуждать нечего, детский сад. «Они знают, как эпатировать публику», — восторгались модные блогеры после провального хоррор-шоу Gucci в Милане, когда подиум был стилизован под больничный коридор с ярким светом ламп, а повсюду хаотично громоздились операционные кушетки. Некоторых, видимо, особо впечатлительных покоробило, что у одной из моделей ни с того ни сего открылся анатомически достоверный третий глаз...
Да что там мода! Среди признанных шедевров мировой живописи — апокалиптические образы Уильяма Блейка (все помнят его многоголовых чудовищ), капричос Франсиско Гойи, весьма подробные сцены убийств Караваджо. Про Фрэнсиса Бэкона, Кена Карри и Отто Рэппа — лучше промолчу. Это не то, что причиняет боль, а может выбить из колеи всерьез и надолго. А антифашистские полотна-пепелища Ансельма Кифера, особенно то, что с клочками золотых волос Маргариты, неоэкспрессионистское граффити Жан-Мишеля Баскии, деконструкции китайского художника Ай Вэйвэя. Мода существует и развивается в том же культурологическом поле, что и архитектура, скульптура, живопись. Сделать ее благонравной и корректной — значит, превратить в дресс-код.
В высокой моде, как и во всяком искусстве, идет естественный отбор: остается яркое, талантливое, эпатаж ради эпатажа забывается. Какие тренды приживутся, покажет время.
Так или иначе, социальная истерия профессионально обиженных этнических сообществ — сомнительный советчик. Да и в туфлях ли дело? Незадачливая модельерша Кэти Перри — одна из самых высокооплачиваемых исполнительниц и дизайнеров в США, ее гонорары исчисляются в суммах, близких к астрономическим. Поделилась бы с какой-нибудь социально-справедливой организацией, и все претензии снимутся сами собой. Другой вопрос, какими тапками и за что закидают очередного «свободного художника»?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции