12.09.2018
Не удивительно, что модная московская публика радостно приняла не слишком оригинальную для Европы идею «омоднения» библиотеки.
Но когда приглашенные деятели шоу-бизнеса показали в блогах кадры этого действа, они — о, ужас! — услышали о себе много нелицеприятного. Социальные сети взорвались от негодования граждан, которые обвинили участников в пошлости и надругательстве над храмом книги. Причем критиковали не только «люди простые», которых легко заклеймить (как это часто бывает) мракобесами, но и «свои». Редкий пример, когда неуместный эпатаж вызвал одинаковое отношение у полярных сил общества, что ранее вступали в словесные битвы по поводу «Тангейзера» и спектаклей Серебренникова.
Однако волна недовольства вызвала, в свою очередь, уже обратную реакцию граждан, увидевших в обвинениях проявление ханжества и отвратительного морализаторства. Не надо преувеличивать, говорят свободные и широко мыслящие, библиотека — не религиозное учреждение и не кладбище, а живое пространство для живых людей. В том же «храме науки», кстати, есть книги с таким содержанием, от которого ваша ханжеская мораль содрогнется — и ничего, все спокойно читают, смотрят.
К тому же — и это главный аргумент «антиханжей» — в прекрасном цифровом мире библиотеки отмирают, заброшенные полки со стопками резаной бумаги пылятся, и единственный способ оживить их, привлечь молодые силы, вдохнуть в них жизнь — это подобные акции. Библиотекам как воздух требуется популяризация чтения в новых формах, доступных для юной и массовой аудитории. Она должна стать модным местом, ассоциироваться с успехом, свежими идеями, а не с затхлым подвалом, где скучные очкарики кормят моль.
В таком духе высказался и гендиректор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда. Отметив, что показ мод был мероприятием «на грани», он тем не менее убежден, что главной библиотеке страны «нужны события такого класса и уровня, так как это повышает узнаваемость не только РГБ, но и других библиотек, продвигает интерес к книгам и чтению». И сообщил, что «планирует и дальше экспериментировать, привлекать молодежь».
Звучит правильно и красиво, но беда в том, что на деле получается откровенная безвкусица и пошлятина. Почему? Популяризация и привлечение людей к осмысленному чтению, оживление библиотеки как общественного и смыслового пространства — задача важная и, я бы сказал, идеологическая. Это вопрос выживания и развития человека, «созданного по образу и подобию», а вместе с ним и нации, всего народа.
Однако проблема в том, что это за оживление и какая популяризация. Бордель — тоже своего рода живое место, там бурная деятельность и порой шекспировские трагедии. Собственно, некоторые московские театры уже давно превратились в что-то среднее между домом терпимости и психбольницей, но при этом стали эталоном современного искусства. В связи с показом мод в «Ленинке» один маркетолог, преподаватель и бизнесмен уже предложил устроить там стриптиз — вход только по читательским билетам. Оцените, какой полет мысли. А почему нет? Как говорит упомянутый маркетолог, «красота тела, одежды, походки пусть будет переплетена с красотой книжных корешков, с умными лицами и серьезными разговорами».
Существует два способа популяризации: первый — когда человека призывают дотянуться до высоких идеалов, стать выше себя вчерашнего, самосовершенствоваться через приобщение к великому, второй — когда идеалы низводят до уровня шапито и кабака, потакая низменному. Организаторы и сторонники дефиле в «Ленинке» пошли по второму пути, пусть и в самом его начале: не библиотекари явились в Дом моды и приобщили моделей к высокому и вечному (вот бы фотосессия получилась!), но ровно наоборот — гламурная развлекуха отправилась в библиотеку и подвинула высокое. Да, это еще не кабак и не бордель, но там, где позерство, гедонизм и культ тела подменяют духовное содержание, закончится обязательно этим.
Настоящая популяризация выглядит иначе. Ее методы хорошо известны, но они требуют гораздо больше усилий, вкуса, ума. Примеров тому в богатой русской истории множество. Художники-передвижники во главе с Крамским в борьбе с академической монополией не потакали низменному в народе, но доносили до людей высокое искусство. Сейчас, в эпоху интернета и тотальной доступности информации, как ни странно, это востребовано не меньше — и вот объединение современных художников «Новые передвижники» устраивает выставки на открытом воздухе, где пытаются донести до людей настоящую красоту. Строительство в деревнях клубов и домов культуры в советское время приобщило к прекрасному миллионы детей из глубинки.
Собственно, все советское искусство — это отличный образчик того, как может быть переосмыслено высокое в изложении, понятном каждому, независимо от интеллектуального уровня. В России и сейчас хватает случаев правильной популяризации, когда в старые формы и вечные смыслы вдыхают свежее прочтение, не опошляющее классику. Но такие примеры не в трендах, их авторы пробивают себе дорогу сами, а многие пишут в стол. Задача государства, в том числе и библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, помогать им, а не модному итальянскому дизайнеру.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции