14.06.2018
Третья мировая война, эпицентром которой могла бы стать Северная Корея, отменяется. Трамп с Ким Чен Ыном пожали друг другу руки. За 48 минут личного общения они, по мнению северокорейского лидера, совершили то, что достойно «научно-фантастического фильма». Трамп, который ждал от встречи «колоссального успеха», отметил, что переговорили они «очень, очень хорошо».
Не покидает мысль о театральности движения двух лидеров навстречу друг другу. Молодой Ким давно уже задирал своего старшего коллегу, складывалось ощущение очень опасной игры со свирепым хищником. Теперь Ким может заявить нации о том, что драконоподобный зверь укрощен и приручен.
С другой стороны, Трамп взвинтил классический сюжет превращения Северной Кореи в главного и фанатичного врага Америки до немыслимого накала. Самого Ким Чен Ына он рисовал как голливудского суперзлодея, затеявшего погубить мир. После сингапурского саммита американский президент переходит в супергеройский разряд: враг не опасен для Запада, который давно живет киношными штампами. Мало того, Трамп вполне может претендовать и на Нобелевскую премию мира. Думается, что для него это важно — пусть утрет нос предшественнику.
В «диалоге» Кима и Трампа были взаимные оскорбления, шутки над внешностью и умственными способностями друг друга, лидеры мерялись тем, у кого кнопка больше и ракеты дальше летят. Было много откровенных игр на публику, которые озадачивали (если не пугали) возможной перспективой — ядерным конфликтом, поэтому противостояние занимало первые строчки в новостных лентах.
Само ожидание встречи подогревалось высказываниями сторон, в которых ставилась под сомнение ее целесообразность. Дональд Трамп вообще чуть было не отказался. Сейчас понятно, что президент США лишь поднимал ставки. В этом контексте 12 июня мир действительно получил нечто «научно-фантастическое». Но, возможно, мы стали свидетелями блестяще разыгранного шоу политических рестлеров, готовящихся на публике «разорвать друг друга в клочья». Очень похоже. Поэтому стоит отстраниться от внешнего контекста яркого и эмоционального представления.
Разрядка в отношениях этих государств — насущная необходимость, она давно назрела. Скорее всего, весь последний год решался вопрос театрализованного преподнесения ее мировому сообществу с пользой для обеих сторон, а также максимальными дивидендами от «продажи» встречи.
Молодой Ким добился того, чтобы с маленькой Северной Кореей считался весь мир, чтобы страну не могли зачистить гуманитарными бомбардировками. В какой-то момент сложилось ощущение, что государство чучхе могли попросту додавить санкциями, блокадой, поэтому и была сделана ставка на ядерные «хвансоны» — чтобы сближение со Штатами не походило на поражение.
Сейчас проводится много параллелей со временем заката СССР — тогда ведь тоже все начиналось с «исторической» встречи Горбачева и Рейгана. Самого Кима иногда сравнивают с Михаилом Сергеевичем. Он подыгрывает, заставляя задаваться вопросами — а сможет ли молодой лидер отстоять развитие страны по прагматическому сценарию защиты национальных интересов, не загонит ли Корею в патовую ситуацию, как это в свое время сделал последний генсек ЦК КПСС? Но все говорит о том, что Ким — реалист, а не идеалист-романтик с большими личными амбициями, так что, скорее всего, ситуация на Корейском полуострове не повторит сюжет с объединением Германии, когда ГДР была попросту поглощена ФРГ.
Мир помнит, какова цена всех договоренностей с Америкой. США руководствуются лишь собственной выгодой, и все разговоры о демократии и ломаного цента не стоят. Так что, пожалуй, за театральщиной скрыт трезвый расчет: сыграть превращение злодея в «хорошего парня» для того, чтобы можно было и впредь гнуть свою линию.
Что делать России? Использовать слабости (а необходимость устраивать представление из дипломатии — конечно, демонстрирует уязвимость и США, и КНДР) других в собственных силах. Третья мировая отменяется, этому можно только порадоваться, но сблизиться с Китаем на фоне обиды Пекина на США — ход разумный и своевременный. Северная Корея продолжает находиться в орбите нашего влияния, не случайно Ким периодически обращался к Москве. Америка, в свою очередь, тоже нуждается в России, которая остается центром консервативной дипломатии в мире бесконечного театра.
Актеры разъехались по домам, занавес опущен, а жизнь продолжается и за пределами хорошо разыгранного представления.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции