Иордань — не для «моржей»?

Константин КОБЕЛЕВ, протоиерей

18.01.2018

Как ни странно, но по поводу становящихся все более популярными крещенских купаний до сих пор ведутся споры. Есть батюшки и архипастыри, которые негативно относятся к обычаю массовых окунаний в проруби — иордани. Они называют это псевдоправославным  моржеванием или даже кощунством. Нужно ли столь резко осуждать народный обычай? Не думаю. Разумеется, если купание творится после или перед литургией с должным чувством благоговения к освященной воде, к памяти о том великом событии на реке Иордан, без ухарства, фотопозерства, и уж, конечно, без алкогольного «согрева» и сквернословия. Мы же погружаемся с молитвой в святые источники в любое время года и не считаем это кощунством! Если это делается с правильным духовным настроем, то означает преодоление себя, своего страха перед холодом, телесной немощи — во имя Господа. Здесь есть и символика: троекратное погружение как трехдневная смерть Христа и затем выныривание — Воскресение. Для тех, кто был бессознательно крещен в детстве, это словно уже взрослое подтверждение совершенного Таинства, а для тех, кто только собирается креститься, — действенная подготовка к нему.

В православии Крещение выделилось в отдельный двунадесятый праздник, а в католичестве и некоторых других конфессиях оно как бы ушло в тень Рождества. Отмечу лишь, что сегодня наши церковные даты посвящены именно воспоминаниям о священных событиях, то есть обрели историческую доминанту. Дата же в данном случае является во многом условной, в отличие от Пасхалии. Мы знаем из Евангелия, что крещение Христа произошло, скорее всего, в декабре. Сегодня разделения Крещения и Богоявления в православной традиции нет, поэтому никакого различия, которое некоторые пытаются проводить, между «богоявленской» (освященной в канун праздника) водой и «крещенской» (после праздничной литургии) тоже нет — все освящается по одному чину как Великая агиасма (святыня. — «Культура»).

Правильно освященная в этот день вода не портится, обладает удивительными лечебными свойствами — разумеется, по вере того, кто ею пользуется. Кстати, известны случаи, когда по сильной вере и искренней молитве людей подобные свойства приобретала и вода, не освященная в храме, а просто стоявшая в Богоявление в горшочках у окна в избе. Однако расстрою — из водопроводных кранов, увы, в этот день святая вода «автоматически» не течет. В христианстве вообще нет никакой «автоматики», никаких «технологий спасения», вроде того, что грешил беспробудно, а потом окунулся в прорубь — и все грехи разом смыло.

Крещение Господне, или Богоявление, посвящено событию, которое произошло на 30-м году земной жизни Иисуса Христа. Не имея грехов, Сын Божий пришел на палестинскую реку Иордан, чтобы принять крещение от пророка Иоанна Крестителя, то есть совершить ритуальное обливание или полное погружение в воду с молитвой. С древности у многих народов это означало духовное очищение, но только у иудеев оно стало сопряжено с обязательным личным покаянием в грехах. Почему Богоявление? Потому, что, когда Христос выходил из воды, над Ним разверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия «в виде голубине», спускавшегося на Иисуса, и услышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», о чем позже Предтеча свидетельствовал народу и первосвященникам. То есть в тот день людям зримым образом явилась вся Пресвятая Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Не зря у этого праздника поначалу были и другие названия: Явление, Просвещение. По-гречески Богоявление звучало как «Теофания», а на латыни «Манифестатио» (просто «Явление»).

Символизм Крещения состоит в том, что при сознательном отказе от автоматизма, который так распространен в быту (все мы — люди, и часто этим грешим), Господь дает нам шанс. Что это означает с практической, общественной точки зрения? Не стоит городить конфликты там, где их не должно быть, отказывая людям в праве и возможности следовать традиции. Но вместе с тем необходимо учиться — не из-под палки, а по желанию — правильному отношению к одному из важнейших наших праздников.