Холодное русское блюдо

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист, обозреватель телеканала «Царьград»

03.08.2017

«Почему в Штатах не может быть государственного переворота? Потому что там нет американского посольства!» В этой шутке, к сожалению, многовато правды. Консульства США во всех странах мира больше напоминают конторы колониальных чиновников, а не дипломатические представительства в равноправных суверенных державах. Мы знаем немало государств, которые практически напрямую из этих посольств управлялись (самый яркий пример — Украина в эпоху Джеффри Пайетта).

Руководить нашей страной вот так, прямо и не стесняясь, невозможно: давно уже не 90-е. Даже натаскивать оппозицию оказалось затруднительно. За Россией не последишь с квадрокоптеров, из нее не выкрадешь Сноудена, у нас собственные спецслужбы. Тем важнее было иметь именно здесь обширную и влиятельную дипломатическую миссию. 

1210 сотрудников насчитывало в РФ американское посольство. В «региональной державе», как сообщал Барак Обама, «экономика которой порвана в клочья». Что делали все эти люди? Ответ с нехарактерной для нее честностью дала телекомпания CNN: «Выдворение из России значительной части американских дипломатов, инициированное российскими властями в ответ на санкции со стороны США, ударит по американской разведке: агентам, работающим под прикрытием на дипломатических постах, отныне станет сложнее скрываться...» Иными словами, раздутые штаты позволяли «зашить» в их ряды как можно больше «рыцарей плаща и кинжала». Никаких истерик не нужно: это нормальная практика, мы же не дети. 

Тем правильнее выглядит недавний ответ Москвы. Помню, как в декабре, после высылки Вашингтоном 35 наших дипломатов, когда мы воздержались от мгновенных мер и даже пригласили детей американцев на елку, стоял вой о том, что «Россия утерлась». Кричали о «трусости» и о том, что «мы себя добровольно унижаем». Однако месть — это блюдо, которое следует подавать холодным. Как нетрудно было предположить, ответ, приуроченный к введению новых санкций, то есть однозначному антироссийскому действию США, оказался для «партнеров» гораздо болезненнее, чем можно было предположить. Мы начали разрушение структуры американской миссии и разведывательной работы в России. Теперь им придется всерьез поработать, чтобы сохранить функциональность при урезанных почти на 2/3 штатах. Кроме того,  неизбежен конфликт между госдепом и ЦРУ: каждая сторона будет стараться сохранить максимум «своих». 

В этом особенность наших контрсанкций последних лет. Они отвешиваются скупо, как бы нехотя, без особых сотрясаний воздуха. Однако каждый раз бьют чрезвычайно точно. Вспомним истерию либералов и «всепропальщиков» по случаю российского эмбарго: «Запретили еду!», «Наказали самих себя!», «Да как мы же будем жить без пармезана!» Подъем отечественной аграрной промышленности в сочетании с огромными убытками европейских фермеров, потерявших крупнейший рынок, показал, как именно нам живется «без пармезана». Оказалось — неплохо. Вплоть до того, что российские твердые сыры, появившиеся на прилавках, уже ничем не хуже швейцарских.

Точно так же глупо выглядят сегодняшние рассуждения о том, что Россия якобы наказала своих собственных граждан: мол, одних теперь сократят из консульства, а другие будут дольше стоять в очереди за визой. При всем уважении к разнообразным причинам, заставляющим человека ехать в США, замечу: социальные категории «стоящие в очереди за американской визой» или «сотрудники американского посольства» вряд ли пользуются особым всенародным сочувствием. А говорить о том, что нельзя задевать интересы собственных граждан, после того как американские сенаторы лишили нефтяные компании США (ту же «Эксон») миллиардных прибылей от контрактов с Россией, право же, смешно. Новые санкции конгресса бьют не только по нам и Европе, но и по карману тысяч американцев, однако принцип важнее. 

Я уверен: Москва все сделала правильно — выносила холодный, продуманный, эффективный ответ, который действительно скует возможности Штатов. При этом мы не скатились в истерику и бессмысленные угрозы.

А уж Трамп, который расписался в том, что не может теперь принимать внешнеполитические решения без конгресса, и, кривясь, подписал закон, ряд положений которого сам считает неконституционными, снова вызвал неудовольствие Германии и поставил себя в крайне сложное положение. Борьба между американским президентом и конгрессом, госдепом и ЦРУ, Берлином и Вашингтоном России только на руку.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции