01.02.2017
Ученые-ядерщики из Чикаго, присматривающие за «Часами судного дня», перевели стрелки на 30 секунд вперед. Проект был запущен в 1947 году, полночь обозначает ядерный конфликт. Сейчас стрелки находятся в положении 23:57:30 — это всего лишь на полминуты меньше максимального значения, показанного в 1953-м, когда СССР и США испытали термоядерные бомбы.
«Тревожные комментарии по поводу использования и распространения атомного оружия, сделанные Дональдом Трампом, а также недоверие важнейшему научному консенсусу касательно климатических изменений, выраженное им, повлияли на это решение в той же степени, как и резкое проявление национализма во всем мире», — говорится в заявлении ученых.
Перевод часов совпал с известием о том, что американский конгресс заказал стратегическому командованию и разведке исследование, смогут ли Россия и Китай пережить массированный ядерный удар? Каков сегодня наш «неприемлемый ущерб»?
Тут стоит особо подчеркнуть: заказ поступил еще до инаугурации Дональда Трампа. Также напомним: проигравшая выборы «протеже» Обамы Хиллари Клинтон неоднократно выступала с агрессивными декларациями в адрес РФ, поэтому утверждать, что мир стал опаснее в связи с приходом в Белый дом эксцентричного миллиардера, — явное проявление двойных стандартов.
Основной вопрос в том, удастся ли новому лидеру США сделать нынешнюю, безусловно, взрывоопасную ситуацию спокойнее, или пессимисты правы, и по весне нам следует не сажать картошку и георгины, а рыть бункеры и закупаться консервами?
Обеспокоенные отклики на первые действия республиканца на посту президента поступают со всех концов земного шара.
Озабочен Китай: Трамп вопреки дипломатическому этикету поговорил с главой Тайваня — острова, который КНР почти 70 лет не контролирует, но считает своей неотъемлемой частью. Как пишет гонконгская газета South China Morning Post со ссылкой на источники в руководстве Поднебесной: «Война во время срока нынешнего президента США является практически реальностью».
Взволнован Брюссель: председатель Европейского совета, бывший премьер Польши Дональд Туск назвал «тревожные заявления новой американской администрации» самыми серьезными внешними угрозами для ЕС, наряду с «напористым Китаем», «агрессивной политикой России» и «радикальным исламом».
Другие деятели Старого Света также недовольны заокеанским патроном: экс-спикер Европарламента и основной конкурент Ангелы Меркель на предстоящих выборах канцлера ФРГ Мартин Шульц охарактеризовал политику Трампа как «антиамериканскую» и сказал, что Европа и Германия не разделяют его ценностей. Сама Меркель, известная курсом на максимальное гостеприимство по отношению к мигрантам, резко осудила то, что США временно закрыли границы для представителей ряда исламских стран.
Иран не выступал с громкими заявлениями, а просто провел очередное испытание баллистической ракеты — сразу после того, как его гражданам перекрыли въезд в Соединенные Штаты. Похоже, что и Дональд Трамп полностью разделяет позицию республиканского большинства по отношению к Исламской республике — он критиковал «ядерную сделку» и до, и после избрания.
Таким образом, тревожных сигналов действительно хватает. Но есть ряд моментов, позволяющих экспертам выражать сдержанный оптимизм по поводу развития ситуации.
Барак Обама, как все помнят, победил в 2008-м «ястреба» Маккейна, обещая вселенский мир, вывод войск из Ирака, закрытие тюрьмы в Гуантанамо и «перезагрузку» отношений с Россией. Он даже получил за эти посулы авансом Нобелевскую премию, став, наверное, самым не заслуживающим этой награды политиком. Потому что Обама не просто не выполнил свои обещания, а сделал все гораздо хуже. Уничтожена процветающая Ливия, лежит в руинах Сирия. Бывшие признанные здравницы Египет и Турция стали крайне опасными территориями. Север Ирака под контролем ИГ, попытка освободить Мосул провалилась — иракской армии при поддержке американской коалиции удалось лишь путем разрушения восточной части города выбить оттуда боевиков. Западная часть по-прежнему в руках «халифата».
Дональд Трамп со всеми его резкими высказываниями в первую очередь бизнесмен, причем работавший в одной из самых сложных сфер — строительстве, где нужно уметь договариваться и с чиновниками, и с жителями прилегающих кварталов, и с кредиторами, и с покупателями. Он знает, что переговоры лучше начинать с максимально жесткой позиции, постепенно ее смягчая. А не так, как Обама: сперва заявлять о готовности со всеми дружить, потом немотивированно ожесточаться и наносить удары исподтишка.
Вот почему есть основания полагать, что политика Трампа станет прямой противоположностью действиям предшественника. Начав с жестких решений в адрес иностранных государств как базиса для переговоров, американский лидер создаст новую политическую реальность, в которой США отойдут от роли мирового жандарма и займутся, наконец, собственными проблемами.
Разумеется, подобная стратегия не обрадует очень многих — в основном привыкших под прикрытием Вашингтона почем зря задирать Москву европейских руководителей. Вполне устраивает нынешний статус «мирового сборочного конвейера» Китай. Да и штатовским бизнесменам выгоднее производить товары в Мексике, продавая их в США. А значит, именно ближайшие месяцы окажутся богатыми на резкие заявления и громкие демарши. И от взвешенного поведения России, одного из крупнейших игроков на международной арене, зависит, будет ли в итоге бескровно создан более справедливый и спокойный миропорядок, или без конфликтов все-таки не обойдется. Но в любом случае поводов для паники нет.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции