Оружие массового устрашения

Вадим БОНДАРЬ, публицист

04.08.2016

Так называемое «Исламское государство», запрещенное в России, объявило нам джихад. Не впервой — пропустить бы мимо ушей. Но нынешний выпад Кремль воспринял серьезно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков даже дал официальный комментарий: «Мы с необходимым вниманием относимся к подобным публикациям... Террористические группировки, по мере того, как где-то местами им прижимают хвост, используют такую практику запугивания. Но вместе с тем меры предосторожности нужно предпринимать. Президенту, безусловно, докладывается об этом».

Основания для серьезного подхода имеются. Об ожесточенности радикальных группировок свидетельствует хотя бы распространенный недавно в интернете ролик, демонстрирующий зверское глумление над телами пятерых наших соотечественников, находившихся в сбитом в Сирии вертолете МИ-8, выполнявшем, кстати, гуманитарную миссию. По данным СМИ, это были, строго говоря, не боевики «халифата», а представители «Свободной сирийской армии». Которую Вашингтон, напомним, просит не причислять к стану террористов. Однако нечеловеческая жестокость, запечатленная на попавших в сеть кадрах, не оставляет сомнений: и устраивающая массовые кровавые казни ИГИЛ, и «цивилизованная» прозападная оппозиция — одного поля ягоды, они существуют в единой ценностной системе координат. Для нее, к слову, характерна публичность: и те, и другие любят снимать свои «подвиги» и выкладывать их в интернет.

Есть еще одно основание для крайне настороженного отношения к объявлению джихада. На днях радикальные исламисты пообещали взорвать «грязную» ядерную бомбу на Олимпиаде в бразильском Рио-де-Жанейро. Угроза вполне реальна. Во-первых, ИГИЛ и сторонники этой организации из других группировок терпят серьезные поражения в Сирии и озлоблены до крайности. Во-вторых, проведя ряд терактов в Европе, они показали, что способны действовать в условиях многолюдных, оснащенных развитой полицейской сетью и хорошо охраняемых городов. В-третьих, обращает на себя внимание новая и опасная тенденция. По словам главы бразильского ведомства по борьбе с терроризмом Альберто Салаберри, в стране зафиксирован рост числа граждан, симпатизирующих религиозным экстремистам. 

Тревожный знак. Местный житель, как никто другой, способен помочь организаторам теракта найти необходимые компоненты для изготовления орудия преступления, обеспечить выход на объекты атаки и безопасный отход, наконец, сам произвести закладку адской машины. 12-миллионный Рио — один из самых криминогенных городов мира. Достать здесь можно что угодно, вплоть до радиоактивной пыли, используемой при создании «грязной» бомбы. За хорошие деньги, а они, безусловно, у вербовщиков ИГИЛ имеются, это не составит труда. Поэтому в МАГАТЭ тоже отнеслись к предупреждениям серьезно и предоставили должностным лицам и сотрудникам службы безопасности, работающим на Олимпиаде, портативные дозиметры, чтобы вовремя уловить источник угрозы. 

Опасность «грязной» бомбы не в ударной волне, а в смертоносных изотопах, содержащихся в радиационной пыли, которая может быть разнесена после взрыва, например, ветром. Те, кто не погибнет сразу, в высокой степени вероятности станут носителями генных болезней и мутаций для будущих поколений. Допустить применение столь варварского оружия нельзя. Для обезвреживания радикалов нужны специально подготовленные люди и технические средства. Есть ли они у бразильцев, большой вопрос. По просачивающейся в открытые источники скудной информации, страна, принимающая Игры, ранее комплексной борьбой с профессиональным терроризмом никогда не занималась. Весь здешний опыт — это увеличение числа полицейских в дни футбольных матчей. Но практика европейских терактов показывает, что подобные традиционные меры уже недостаточны. 

Особенно велика угроза, думается, для наших спортсменов и болельщиков. Наверняка российские спецслужбы знают это и по различным каналам сделают все возможное, чтобы минимизировать риски. 

Есть какая-то черная знаковость в том, что сообщения о джихаде и «грязной» атаке появились совсем незадолго до памятной даты — Всемирного дня борьбы за запрещение ядерного оружия. 6 августа 1945 года США впервые применили атомную бомбу, сбросив смертоносный заряд на японский город Хиросиму. Сразу же погибло 80 тысяч человек, 12 тысяч пропало без вести (скорее всего, сгорели, не оставив следа), 40 тысяч было ранено. Акт немотивированной с военной точки зрения агрессии — Япония готовилась капитулировать — осудил весь мир, но вот вам снова ухмылка исторического беспамятства. В тот же день, когда ИГИЛ объявил свой джихад России, и на следующий после того, как замелькали сообщения об угрозе террористов произвести «грязный» ядерный взрыв, вышла и другая информация — США готовы к производству новой, модернизированной атомной бомбы. Что называется, в едином строю.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции