Женское начало

Вадим БОНДАРЬ, публицист

21.07.2016

С утверждением в качестве британского премьера Терезы Мэй западный мир заговорил о грядущем с 2017 года женском триумвирате. Если вслед за англичанкой победу на президентских выборах в США одержит Хиллари Клинтон, а в Германии устоит Ангела Меркель, три эти могущественные дамы будут во многом определять глобальную политику. Которая, вопреки божественному «женскому началу», в данном случае станет более жесткой и решительной.

Влиятельная The Guardian относит Терезу Мэй к разряду прирожденных лидеров с железным характером, проводя параллель с Маргарет Тэтчер. Как и 71-й премьер, Мэй слывет цепким, прямолинейным переговорщиком, не желающим уступать даже в мелочах. Она имеет сформировавшиеся взгляды, политическую платформу и программу, детали которой пока не раскрывает даже однопартийцам. Похожим образом вела себя и ее предшественница. Не зря период с 1979-го по 1990-й вошел в историю как «тэтчеризм». Верховодила «железная леди» и во внешней политике, причем не только Великобритании, но и всего Запада. Лу Кэннон, биограф Рональда Рейгана, писал об их взаимоотношениях: «Он был кинозвездой, а она — сценаристом». Очевидно, и Мэй возьмет это на вооружение. 

Миссис Клинтон, как известно, тоже дама весьма решительная, не раз угощавшая мужа-президента тумаками. Она умна, имеет богатый политический опыт и степень доктора права. Плюс осталась единственной альтернативой непредсказуемому, как считают многие американцы, Дональду Трампу. На данный момент ее рейтинг выше, нежели у эксцентричного миллиардера. 

У Меркель, несмотря на падение рейтинга, все же неплохие шансы усидеть в кресле канцлера. Главный аргумент в пользу Ангелы — содержимое немецких кошельков достигло в последние годы небывалых доселе значений. В 2014-м совокупное состояние граждан ФРГ оценивалось в 10,5 трлн евро. На днях агентство Reuters опубликовало свежие цифры: общий уровень обеспеченности в Германии в 2015-м вырос еще на 7 процентов. Есть, разумеется, проблема беженцев и другие неурядицы, но такого харизматичного руководителя, как Меркель, пока не выдвинула ни одна оппозиционная партия. Не будем забывать и того, что фрау прекрасно ладит с американцами и является их «смотрящим по Европе». Выборы президента США пройдут в ноябре нынешнего года, немецкие — осенью следующего. Значит, у Клинтон в случае победы будет время, чтобы помочь Меркель снова стать канцлером. К руководящим высотам подбираются и другие сильные представительницы слабого пола, как, например, Марин Ле Пен во Франции, готовые серьезно повлиять на структурирование геополитического пространства.

Что касается нашей страны, то, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в России пост главы государства тоже может занять женщина. А почему нет? Вот и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко недавно заявила, что мы ментально к этому готовы. В российской истории было много выдающихся женщин. Не оскудела ими наша земля и сегодня. Всему свое время. 

Что могут предложить человечеству дамы-политики? Изменится ли он, и если да, то в какую сторону? Тут есть над чем задуматься.

История древности и Средних веков, когда королев на планете хватало, показывает, что их участие во власти делает политический бульон густым и плотным. Им характерны концептуальность, решительность и упорство в достижении целей. Женщины учатся быстрее мужчин, их ум изобретательнее и изворотливее, а инструментарий в работе с людьми богаче и разнообразнее. Они более любознательны и способны держать в голове нужную информацию практически неограниченного объема. Не терпят, когда кто-то хозяйничает в доме помимо них — манипулировать политическим вождем в юбке практически невозможно. Как правило, крайне остро относятся к нерадивости подчиненных и окружающих, поэтому привыкшим трудиться по принципу «и так сойдет» придется тяжело. Добавим, что женщине несравнимо сложнее сделать блестящую карьеру, чем мужчине, а значит, к вершинам поднимаются действительно самые незаурядные и деятельные. Вопрос, куда будет брошена эта запредельная энергия?.. 

Увы, надеяться, что политический матриархат в его западном воплощении сделает мир более милосердным и менее кровавым, конечно, наивно. 

Тэтчер запомнилась бескомпромиссным борцом с рабочим движением, ее реформы оставили многих соотечественников без средств к существованию. Ни к ним, ни к расстрелянным британским флотом аргентинцам на Мальвинах, жалости «железная леди» никогда не испытывала. Что уж говорить о Хиллари Клинтон, развязавшей цепь событий под названием «арабская весна», по сути хладнокровно принесшей в жертву исламистам посла США в Ливии, публично радовавшейся изуверскому убийству Каддафи...

Вот и Тереза Мэй, заявив намедни, что Британии надо срочно перевооружаться из-за «русской угрозы», показала себя человеком отнюдь не мирным, адекватным и реалистичным. 

Жесткость суждений, претворяемая в дела в еще более изощренном виде, нескрываемая недальновидность и нарочитая грубость, этакое превратное стремление переиграть коллег-мужчин «на их поле» — воспитанная в евро-атлантических реалиях женщина-политик вовсе не кажется эталоном для нашей цивилизации...

Так что лидера нам все-таки лучше выбирать по делам его. Важно только, чтобы пол претендента не был его потолком.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции