Если Бог даст

Андрей САМОХИН, обозреватель «Культуры»

26.05.2016

В последних числах мая патриарх Кирилл как паломник примет участие в праздновании тысячелетия русского присутствия на Афоне — одном из земных уделов Пресвятой Богородицы. Буквально на днях стало известно, что тогда же монашескую республику посетит и Владимир Путин, встретившись прежде с президентом и премьером Греции. То есть глава российского государства и предстоятель РПЦ пересекутся в знаковом месте в знаковый час. Верующие люди при этом добавляют: если Бог даст... 

Путин побывал на Афоне в сентябре 2005 года после двух предыдущих неудачных попыток — первое посещение сорвалось из-за погодных условий, второе — из-за теракта в Беслане. Кирилл в бытность митрополитом неоднократно посещал Святую Гору. В качестве патриарха — в 2013-м.

Однако нынешний визит для них обоих, да, пожалуй, и для всего православного мира, особый. Во-первых, сама дата обязывает: русские «мнихи» начали подвизаться здесь практически одновременно с принятием Русью христианства. Веками Афон оставался для нашего народа духовной кузницей, своеобразным монашеским эталоном. Но и обратная связь постепенно все более тяжелела. Патриарх Кирилл однажды весьма емко сформулировал русско-афонскую синергию: «Россия всегда выступала защитницей православия на Востоке, и это во многом обеспечивало безопасность Святой Горы Афон. А Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России».

Что ж, сегодня, в 2016-м от Рождества Христова, духовные вызовы и политические угрозы нависли и над той, и над другой. Равно как и над всем миром. Иноческую республику, в качестве административной части Греции, кураторы из Брюсселя с возрастающей настойчивостью пытаются привести к единому еврознаменателю: проложить на полуостров туристический автобан, подачками и угрозами склонить к отмене древнего принципа аватон, не разрешающего женщинам ступать на афонскую землю. Это для начала. Ну а дальше — через экуменические механизмы и общую дехристианизацию Европы — разрушить оплот православия, стойко противостоящий духу времени.

Примечательно, что Вселенский патриарх Варфоломей I, под чьим священноначалием исторически находится Святая Гора, уже давно, прямо признавая примат Ватикана, проводит совместные молебны не только с католиками, но и с мусульманами и иудеями. В ряде афонских обителей его оттого не поминают на литургии. Неоднозначно относится часть иноков и к патриарху Кириллу. Тому причиной определенная подспудная ревность греческого большинства к славянскому меньшинству среди здешней братии, беспокойство по поводу недавней встречи Святейшего с папой Франциском в Гаване, опасения накануне Великого Всеправославного Собора на Крите.

Святогорцы из монастырей Кутлумуш, Ксиропотам, Зограф, Каракал, Филофей и Григориат в официальном обращении высказали тревогу относительно предстоящего мероприятия Священному Киноту. Будучи на Афоне в марте, я пытался поговорить об этом с несколькими русскими монахами. Но, увы, мои собеседники всячески уходили от темы.

Осторожность наших «мнихов», впрочем, понятна. Ведь и в самой России лозунги о «волчьем соборе», где авторитарными методами будет проталкиваться скрытая уния с Ватиканом, а также персональное обвинение патриарха Кирилла в «восточном папизме» нашли не так мало сторонников, прозванных «ревнителями», или «зилотами». В Молдавии, на Украине и на Святой Горе Афон обнаружилось около 70 клириков, переставших поминать предстоятеля РПЦ на богослужениях. Число же весьма активных антипатриарших мирян исчисляется сотнями, если не тысячами. Кто из них искренний ревнитель, а кто хорошо подготовленный засланный казачок, имеющий целью раскол Церкви и, соответственно, ослабление государства, против которого идет гибридная война, разобраться не столь просто. 

Некоторые наблюдатели подметили, что атака «зилотов» на патриарха происходит как бы с полярных позиций, но при этом почти синхронно с усилившейся травлей его со стороны либералов. Последние подняли в интернет-СМИ настоящий вой насчет сказанного Святейшим в пастырском слове в день Торжества православия о «глобальной ереси человекопоклонничества».

Разумеется, патриарх, как и любой человек, может порой ошибаться — доктрины непогрешимости у нас, слава Богу, нет. Но смута внутри Церкви, инспирированная его критиками, станет не просто их ошибкой, а тягчайшим грехом, «не смываемым и мученической кровью». 

Вот в таком тревожном историческом контексте глава крупнейшей Православной церкви едет на Святой Афон, чтобы вместе с президентом самой большой страны отпраздновать тысячу лет русско-афонского молитвенного предстояния за мiр.

Наверняка кроме торжественных служб и осмотра восстановленных благодаря помощи России древних обителей состоятся и откровенные, возможно, не самые простые беседы с афонским монашеством. Не исключено, что последуют какие-то выводы и коррективы. Святые отцы учат нас: все нестроения побеждаются любовью.

Накануне поездки, в день своего тезоименитства, патриарх Кирилл сказал: «Когда меня спрашивают сторонние наблюдатели, как я смотрю на будущее России, народа нашего, Русской церкви, то я со смирением и упованием на волю Божию всегда говорю: «Лучшее нас ждет впереди». 

Хочется верить, что так оно и будет. В конце концов, дорога к Святой Руси начиналась не только с купели князя Владимира, но и со Святой Горы Афон.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции