Мы в ответ бежим на месте

Егор ХОЛМОГОРОВ, скорее пессимист

24.12.2015

Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать очевидное. В 2016-м нефть не вернется к ста долларам за баррель. Санкции с России ни ЕС, ни США не снимут. Конфликт на востоке Украины не закончится чьей-либо победой, а будет постепенно переходить в вялотекущую фазу, время от времени взрываясь вспышками ожесточенного «горячего перемирия». 

Война в Сирии тоже не прекратится, как соответственно и наше в ней участие. Хотя конкретно «Исламскому государству» вполне может наступить кирдык — будучи дочерним предприятием группы компаний «Пентагон», ИГИЛ с вмешательством России превратилась для хозяина в чистый пассив. Вот почему его постараются быстренько скормить курдам. А затем под предлогом того, что «террористы побеждены», Вашингтон начнет занудно требовать от Асада «перебраться в Ростов», а от Путина — убрать из Сирии наши ВКС. 

Американцам будет в этом подпевать Турция, но останется ли во главе нее Эрдоган, весьма сомнительно. Возможно, ставшего одиозным турецкого фюрера смахнут с доски, заменив на хитроумного нынешнего премьера Ахмета Давутоглу. Нам это ничего хорошего не сулит, ибо тот является этническим крымским татарином, судя по всему, патронирующим агрессивные действия меджлиса против Крыма. То есть можно с уверенностью говорить о том, что российско-турецкий конфликт в ближайшие годы не рассосется. Зато в Египет российская гражданская авиация и наши туристы, скорее всего, вернутся через несколько месяцев. Если хватит денег.

Масштабное финансовое сжатие будет, пожалуй, главным содержанием нашей жизни в 2016-м. Всюду грядут сокращения обязательств, ведь доходов у бюджета, завязанного на нефтяной экспорт, все меньше, а другой экономической политики, кроме как спускать добытое нефтяниками, ни Минфин, ни Центробанк не признают. Если денег нет, они просто урезают расходы. А вот губернаторам так просто не выкрутиться — те отвечают и за школы, и за дороги, и за пенсионеров. Где же взять средства, кроме как не с бессловесного населения? Значит, грядут всевозможные формы прямого и косвенного обложения, изрядно злящие граждан.

Быть может, провал экономики и стал бы хорошим стимулом, если бы сократил число паразитов и бездельников, висящих на шее госкомпаний, и заставил чиновников поумерить коррупционные аппетиты. Но что-то подсказывает, эти предпочтут действовать по рецепту алкоголика из старого анекдота: «Цена на водку поднялась, значит, папа, ты теперь будешь меньше пить? — Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть». И здесь страну поджидает опасность серьезного внутриполитического кризиса. В год, между прочим, думских выборов. 

Дело в том, что остро нуждающиеся в гарантированном прохождении непопулярных антикризисных законов региональные власти приложат огромные усилия, чтобы никоим образом нигде не проскользнул ни один оппозиционный кандидат. Приходится ждать не столько скандалов, сколько нарастания глухого недовольства, не находящего выхода даже в свисток. Причем действия, обусловленные своими личными интересами, местные власти постараются свалить на Кремль.

Все это выльется во множество больших и малых протестных выступлений. Однако упрется в неспособность самой оппозиции таковые возглавить. Каждый раз, когда граждане будут выражать недовольство по какому-либо конкретному поводу, на них будут набрасываться либеральные вожди с визгами: «Долой! На Кремль! Слава Украине!» Сотни аналитических дятлов будут долбить по клавиатурам сочинения о «нарастающей волне народного гнева», и любое реальное недовольство будет попросту тонуть в слюнявой болотной жиже. 

Из хорошего: продолжится начавшаяся в год «Крымской весны» патриотическая эволюция общества. Нас ждет время масштабного наступления патриотов в культуре и СМИ. Вопрос, могут ли русофобы работать на ТВ, должны ли они быть главными хозяевами театров и выставочных залов, имеют ли они право именоваться «интеллигенцией», будет звучать все чаще. И в конечном счете с позиции «хозяев дискурса» им придется потесниться. Многие отъедут, чтобы «сладостно отчизну ненавидеть» уже из Парижа или Берлина.

В 2016 году Ангела Меркель, надеюсь, лишится поста канцлера Германии, поскольку ее политика в отношении «беженцев» даст свои плоды — в Европе усилится хаос, вырастет число изнасилований и грабежей, и «железная фрау» окончательно потеряет кредит доверия даже в собственной партии. Начнется распад шенгенской зоны, в Британии уверенность в необходимости выхода из ЕС станет всеобщей, один-другой шаг к независимости сделает Каталония. 

Но с наибольшим увлечением мир будет следить за выборами 45-го президента США. У республиканского истеблишмента не получится отказать в номинации Дональду Трампу. Впрочем, с учетом американской традиции убирать «народных кандидатов» главная задача ковбоя — дожить до ноябрьского волеизъявления. 

Ну и, наконец, что касается Украины. Разумеется, ни трех миллиардов, данных взаймы Киеву, ни какого-либо, пусть и копеечного, транша в счет погашения этого долга мы в 2016-м не увидим. А вот третий майдан — возможно.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции