Русофобия со стажем

Вадим БОНДАРЬ, публицист

26.03.2015

Нынешний март знаменует собой не только годовщину возвращения полуострова в Россию. Связана с этим весенним месяцем еще одна памятная дата. 27 марта 1854 года Англия и Франция объявили нашей стране войну, которая вошла в историю как Крымская. Эти два события, нынешнее и минувшее, тесно переплетаются между собой, у них много схожих моментов, свидетельствующих о том, что времена меняются, а военно-политические стратегии — нет. Начнем с того, что, как и сейчас, 161 год назад ведущие представители западной цивилизации (прежде всего Великобритания и Франция) возжелали окоротить и задвинуть Россию в дикие азиатские степи. Поскольку она со своими консервативно-охранительными ценностями, панславизмом и экономическим ростом могла стать серьезным препятствием на пути к установлению глобального западнического порядка. Программа английской внешней политики, выраженная в 1854 году лордом Пальмерстоном, предусматривала отторжение от нашей страны целого ряда территорий. На первом месте в этом списке стоял Крым. Его предполагалось отдать сателлиту и союзнице Великобритании Турции. Прибалтику — Пруссии. Финляндию — Швеции. Кавказ сделать зоной английского влияния под ширмой «независимой Черкесии». 

Подобная концептуальная задача ставилась в последующем Гитлером, а затем — США. Ничего не изменилось и сегодня. «У Америки были давние амбиции в отношении Крыма», — сказал в интервью информационному агентству Sputnik британский эксперт в области международных отношений Маркус Пападопулос. Вообще, внешнеполитическая ситуация очень похожа на ту, что имела место в середине XIX века. Только тогда, преследуя, по сути, те же цели, Запад и, прежде всего, Великобритания стремились разыграть против России турецкую карту. Стравить наши страны и под предлогом защиты Турции от «русской агрессии» вмешаться самим. 

5 апреля 1853 года в Константинополь прибыл новый посол Британии Стратфорд де Редклифф, сыгравший, подобно нынешним вашингтонским эмиссарам в Киеве, не последнюю роль в подвижке султана к жесткой и провокационной позиции в отношении России. Трения в российско-турецких отношениях, возникшие на почве поддержки Николаем I православных подданных Османской империи и расположенных на ее территории христианских святынь, вполне можно было перевести в конструктивное русло. Для этого в Вене собралась специальная международная конференция, и компромисс был найден. Его давала так называемая Венская нота. Но под влиянием англичан, ведших двойную игру, турецкий султан заявил, что примет документ только после того, как в него будет внесен ряд изменений. Ничего не напоминает? Согласия России на эти изменения не последовало. В итоге 16 октября 1853 года Турция объявила Российской империи войну. 

Очень похожей на нынешнюю была обстановка и на информационном фронте. Британская пресса еще задолго до войны на все лады расхваливала турецкое правительство, якобы вставшее на путь «цивилизационных преобразований». При этом всячески поносила Россию и русских, не соответствующих «эталонным» нормам Запада. Франция страдала русофобией еще со времен гибели «Великой армии» Наполеона в снегах северного гиганта. Благодатную почву такие настроения находили и в некоторых других европейских странах, чьи «доблестные воины» также многократно и неудачно ходили на Россию. При этом, как и сейчас, в кампании по идеологической обработке своих граждан в дело шли самые грязные приемы: откровенная ложь, запугивание, игры на националистических страстях, муссирование культурного и расового превосходства. Собственные же и союзнические неблаговидные поступки и военно-политические провалы всячески замалчивались. Так, еще до вмешательства в конфликт западных стран, сразу после Синопского разгрома турецкой эскадры Нахимовым, английские и французские СМИ в леденящих душу подробностях описали захват, ограбление и мучительную смерть от рук «русских варваров» главнокомандующего побежденных Османа-паши. На самом деле раненого турецкого адмирала обобрали, раздели и бросили умирать на выброшенном на берег фрегате собственные матросы, однако об этом не сообщил никто. И уж тем более, «цивилизованный мир» не узнал, что Осман-паша выжил — от смерти его спасли именно русские моряки, взяв в почетный плен. Он жил в Одессе, в подобающих происхождению и званию условиях. О собственной «гибели» узнал с большим удивлением. Умер Осман-паша лишь в 1897 году, пережив многих из тех, кто его так «чернопиаровски» похоронил. 

Вне газетных полос остались подробности пленения лорда Дункана, когда западные покровители Турции осадили Севастополь. «Я был взят в плен, не успев вынуть руки из карманов, чтобы схватить поводья моей лошади, но я не предполагал, что сорок человек моего конвоя разбежались от восьми казаков», — говорил он впоследствии. «Героические» набеги союзников из осадного лагеря под Севастополем на мирные города Крыма, во время которых их команды грабили всех и вся, тоже не становились достоянием гласности. Все как сегодня. Ни подробности трагедии в Одессе, ни кровавые будни Донбасса до широкой западной публики не доводятся. Зато сказочные страшилки про русских и «бандитов-сепаратистов» — пожалуйста. На любой вкус. 

Единственная проблема нынешнего верховоды «свободного мира» США — никак не удается повторить сценарий их предшественницы в этой почетной роли, Британской империи. Стравить и столкнуть в пучину полномасштабной войны Россию и Украину. Чтобы, пользуясь случаем, как и тогда, порешать свои задачи. Но, судя по воинственным заявлениям Порошенко и фактическому торпедированию минских соглашений, его кураторы не оставляют этой надежды. Об этом же свидетельствует призыв главнокомандующего силами НАТО в Европе, американского генерала Филипа Бридлава, рассмотреть вопрос об использовании Западом всех инструментов для помощи Украине. Параллельно Россию, как когда-то осажденный Севастополь, продолжают брать измором. И американцы, и фактическая хозяйка Европы Меркель на прошлой неделе заявили, что не отменят санкции, пока Россия не вернет Крым Украине. Ну что ж, февральский опрос ВЦИОМ показывает: россияне к этому готовы. Мало того, 57% опрошенных считают ненужным добиваться отмены западных санкций, и лишь 1% гипотетически готов вернуть Крым Украине. 

Большая игра, начатая Западом против России, продолжается. Радует во всех этих кознях то, что Россия учла, критически переработала и взяла на вооружение опыт предков. Отсюда и такой караул в рядах наших «партнеров».


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции