Фронт без флангов

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, журналист

07.06.2013

«Единая Россия», похоже, обречена уйти с авансцены политической жизни. 11-12 июня состоится учредительный съезд Общероссийского народного фронта. Очевидно, что там с концептуальной речью выступит глава государства и лидер ОНФ Владимир Путин, что уже заранее вносит нервозность в ряды тех, кто будет противостоять этой организации.

Есть две причины, зачем понадобился ОНФ, — тактическая и стратегическая. Начнем с первой. В 2011 году Путин не мог быть на сто процентов уверен, что на съезде ЕР не случится неприятной для него неожиданности и не возникнет предложение выдвинуть другого кандидата в президенты. Для подстраховки от этой нежелательной инициативы и была нужна такая структура, как ОНФ.

Неожиданности на съезде ЕР, как известно, не произошло. Срочно запускать механизм формирования ОНФ не понадобилось. Однако была и еще одна, стратегическая, цель создания данной организации. ЕР — это партия, опирающаяся на представителей нынешней элиты. По крайней мере, изрядная ее часть работает не столько на страну, сколько на себя, и озабочена в первую очередь вывозом за рубеж капиталов. У избирателей с каждым годом растет раздражение по поводу ЕР, недовольство монополизмом этой партии. Конфронтация между обществом и элитой все усиливается. Перед Путиным возникла проблема — на кого опираться ему или его преемнику в 2018 году на президентских выборах?

Абсолютное большинство экспертов считают, что России нужна многопартийная система. Она, дескать, будет развиваться, когда-нибудь заработает нормально, и вот тогда-то и наступит настоящая демократия. Я же считаю, что многопартийный институт демократии во всем мире переживает сильнейший содержательный кризис. На Западе мультипартийность почти везде выродилась в двух – или трехпартийную систему, а в России этот институт так и не смог сложиться. На мой взгляд, он уже исторически изжил себя, обветшал и больше не выполняет функции народного представительства. Для Путина, полагаю, тоже очевидно, что система партийного представительства — это путь в никуда. Создание ОНФ — одно из фундаментальных тому подтверждений.

Конечно, можно спорить о том, насколько адекватно интересы граждан выражаются структурами, представленными в ОНФ, насколько они искренни в своих действиях. Без спора, там много конъюнктуры. Но очевидно, что партии — и те, которые имеют фракции в Госдуме, и те, кто собирается конкурировать с ними на ближайших выборах, — являются менее представительными по отношению к обществу, чем ОНФ, — при всех его недостатках.

Что такое ОНФ? Это — конгломерат общественных организаций, представляющих вне партий, через их голову, большую часть населения страны, не разделенную на партийные идеологемы, где присутствуют и левые, и правые, и центристы. Как главная политическая организация страны он призван консолидировать в своих рядах всю значимую сумму общественных объединений, каждая из которых представляет интересы некоей части граждан. Как мне представляется, такая модель управления страной видится Путину самой оптимальной — и не только в его личных интересах как человека, желающего сохранить власть, но и для страны в целом. По крайней мере, на данном историческом этапе.

Одна из причин — в том, что партии не могут поставить под контроль эгоистически настроенные элиты, что мы уже давно наблюдаем. ОНФ же теоретически в состоянии это сделать. Прямо говоря, он должен стать альтернативой ЕР, поглотив ее или вообще оттеснив в число заурядных партийных структур. Объявленная «партией власти» (и по количеству мест в законодательной и исполнительной власти вроде бы таковой и являющаяся), «Единая Россия» может прекратить свое существование в один момент. Стоит только Путину объявить, что ему не по пути с ЕР, как из нее тут же побегут самые видные члены. Собственно говоря, этот процесс уже начался. Партия начинает рассыпаться прямо на глазах.

В принципе, ЕР никогда не была настоящей партией — такой, как, например, КПРФ или «Яблоко». У них есть четкая идеология. Есть она и у «белоленточных», и у внесистемных левых протопартий. Мы можем понять, чего они хотят, в чем их требования. Но воспроизвести идеологическую платформу ЕР не в состоянии даже сами ее лидеры. А это главное доказательство того, что партии как таковой нет.

Объявить партию правящей — очень рискованный ход. Особенно для нашей страны, где все неустойчиво, где коррупция является гигантской проблемой, о чем говорят сами лидеры ЕР. Партия, по их словам, объявила бой коррупции. Однако что мы имеем на деле? Каждый второй пойманный с поличным высокопоставленный коррупционер — член ЕР. Чем жестче будет борьба с коррупцией, тем больше членов ЕР окажется за решеткой — вот такая ловушка для партии власти. В эпоху, когда вся информация немедленно появляется в СМИ, налицо публичное самоуничтожение и так с огромным трудом создававшегося положительного имиджа ЕР.

ОНФ в этом смысле чист. Пока, во всяком случае. Да и в перспективе, будучи шире, чем партия, он не станет брать на себя ответственность за деятельность каждой входящей в него организации. Если, допустим, поймают коррупционера, то пятно падет на ту организацию, где он состоит, а не на ОНФ в целом. Руководство фронта может тут же исключить ее из своих рядов, сам же фронт останется без имиджевых потерь. Партия в силу своей структуры позволить себе такого не может.

Можно быть уверенным, что ОНФ пойдет на парламентские выборы, чтобы победить. Все, кто попытается ему в этом мешать, будут политически уничтожаться. Особенно это относится к ЕР, поскольку между ними есть явный параллелизм. Так что в первую очередь ОНФ будет в ближайшие годы бороться не с КПРФ, ЛДПР или «Яблоком», а именно с ЕР. Не исключаю я в связи с этим и роспуска Госдумы, и досрочных парламентских выборов, после чего борьба с ЕР пойдет особенно активно.