Государственное дело

Игорь ФРОЯНОВ, профессор исторического факультета СПбГУ

18.05.2013

Президент Владимир Путин призвал правительство к 1 декабря разработать единую концепцию школьного курса истории России. В настоящее время существует свыше 60 вариантов учебников истории для старшеклассников. По мнению главы государства, нужна единая «логика непрерывной российской истории». Противники этой инициативы настаивают на том, что попытка создания «канонической» истории может привести к расколу в обществе. Так нужен ли нашей школе единый учебник истории?





Вопрос о необходимости создания единого учебника истории России уже давно является наболевшим. Отечественная история, начиная с перестройки, под благовидным предлогом поиска «белых пятен» на деле постоянно подвергалась охаиванию и очернительству.

Я рассматриваю это как спецоперацию против исторического сознания народов России, прежде всего русского народа. Нетрудно обнаружить, что такая деятельность вдохновлялась из-за рубежа. Достаточно привести пример активности небезызвестного «Фонда Сороса», при поддержке и под контролем которого в России еще недавно активно проводились научные исследования и создавались школьные учебники истории, в которых сплошь и рядом встречались русофобские искажения и передергивания нашего прошлого.

Напомню, в 30-х годах прошлого века, когда в политике советского государства произошел резкий поворот, обративший нашу страну к ее национальным истокам, было проявлено особое внимание к историческим знаниям. Именно тогда были созданы новые учебники, базировавшиеся не на вульгарном марксизме, но во многом близкие идеям, которые сегодня развивает Владимир Путин. В первую очередь, это мысль о преемственности исторических эпох. О том, что, цитирую: «Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

Именно благодаря повороту 1930-х учителя истории в достаточно короткий срок смогли воспитать поколение патриотов, несмотря на то, что еще незадолго до этого ни о каком патриотизме в школах и речи не шло. И это поколение не только победило в Великой Отечественной войне, но и в короткие сроки подняло нашу страну из руин.

Преподавание истории в школе — дело государственной важности. А потому государство должно не только контролировать данный процесс, но и управлять им. Убежден, что для средней школы нужен единый учебник, поскольку на школьном уровне идейное разнообразие лишь разоружает подрастающее поколение и делает его уязвимым и доступным для чуждых, антироссийских концепций. А уже на вузовском уровне никто не мешает вводить многоцветье исторических интерпретаций.

Однако в столь сжатые сроки, которые определил президент, создать качественный единый учебник, мне кажется, практически невозможно. Для начала было бы правильно создать некий базовый вариант и в дальнейшем его совершенствовать. Ведь даже если взять постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 года «О преподавании гражданской истории в школах СССР», то там был обозначен годичный срок для подготовки учебника. Сейчас же мы наблюдаем непонятную спешку, в которой на самом деле заинтересованы как раз таки противники этой, безусловно, правильной идеи.

Ну и, конечно же, «кадры решают все». Очень важно, кто будет заниматься реализацией этого проекта. Я убежден, что из числа участников создания единого учебника следует исключить либералов, чьи ценности в корне чужды российскому народу. В противном случае мы получим то, что, к сожалению, и так уже имеем.