Штрафной удар

Денис БОЧАРОВ, обозреватель "Культуры"

15.03.2013

Государственная дума в первом чтении рассмотрела законопроект, вносящий поправки в Закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации». Иначе говоря, революция в области борьбы с договорными матчами, о необходимости которой в последнее время так часто велась речь на различных государственных уровнях, началась. Свершится ли — вот в чем вопрос.

Для начала стоит разобраться, откуда растут ноги у данной проблемы. Что такое вообще договорные матчи? Говоря языком самого законопроекта, это «спортивные соревнования, которые завершились с наименее вероятным исходом». Но история спорта учит тому, что «наименее вероятных исходов» в этой отрасли не бывает — на то он и спорт. На самом деле, это всего лишь вопрос непрофессионального отношения к делу — а с ним бороться, как известно, непросто. Договорные матчи — примерно то же самое, что фальшивые ноты или плохая актерская игра. Мы же не будем принимать законопроекты, предусматривающие наказание музыкантов филармонического оркестра за «киксы» и диссонансы, равно как не станем на юридическом уровне карать горе-артиста?

Можно возразить: дескать, последние делают это не нарочно — просто лучше не умеют. И никакой материальной заинтересованности у них в собственной лаже нет. Спортсменам же за «слитую» игру или не напряжную «ничейку» неплохо приплачивают. Но и там, и здесь зритель получает на выходе некачественный продукт. В этом смысле большой разницы между работой футболиста или скрипача нет. И самое болезненное наказание они получают не благодаря административным мерам сверху, а просто вследствие угасания интереса к собственной плохой работе — люди элементарно перестают посещать спортивно-зрелищные мероприятия, где предлагается полуфабрикат.

Является ли именно проблема договорных матчей основной головной болью нашего футбола и спорта в целом? Ведь до конца 80-х годов об этом аспекте вообще мало кто задумывался. Заметим, именно в это время успехи отечественного спорта начали потихоньку сходить на нет. Вопрос о мутных закулисных инсинуациях остро обозначился, когда в большой спорт пришли непомерно большие деньги. Помноженные в ряде случаев на утрату патриотизма. На смену желанию биться за державу пришло неуемное стремление срубить побольше бабла. Материальная составляющая стала основным стимулом любой деятельности, в том числе спортивной.

Мало какой среднестатистический зритель толком понимает, как визуально распознать этот самый несчастный договорной матч. Меня, например, до сих пор терзают смутные сомнения насчет справедливого результата финала чемпионата мира по футболу пятнадцатилетней давности, проходившего во Франции. Очень и очень странно, что с колоссальным трудом, чуть ли не через «черный ход» пробившиеся в финал французы, с разгромным счетом 3:0 разделали бразильцев, до того громивших всех подряд без особых проблем. В главном матче на «Стад де Франс» латиноамериканцы (в чьей победе мало кто сомневался) выглядели вялыми, вареными, и ни единого опасного момента у ворот противника не создали. Что это? Тот самый непредсказуемый спортивный фактор? Бешеный патриотизм французов, которым дома стены помогли? Или все-таки?.. Кто знает...

Вернемся на нашу территорию. Болельщикам, несомненно, памятен тот горестный эпизод, когда в решающей встрече российской и украинской сборных за право выхода в Евро-2000 наш голкипер Александр Филимонов на последней минуте пропустил нелепейший мяч от Андрея Шевченко. Гол, в итоге перечеркнувший надежды миллионов наших соотечественников на предвкушение большого футбольного праздника. Многих болельщиков тогда хватил удар: не только из-за, возможно, самого досадного в истории отечественного футбола поражения, но и от болезненного осознания того, что вратари не имеют права совершать подобных ошибок. Неудивительно, что карьера Филимонова после этого стремительно пошла под откос. А если — пусть на минутку, чисто умозрительно — предположить, что Александр знал, на что шел? Ведь его до сих пор иногда упрекают за это. Словом, даже если любой из рассмотренных случаев не имеет отношения к неспортивному поведению, вопросы остаются. И таких примеров множество.

Борьба с договорными матчами — дело, конечно, правильное и благодарное, но одним вмешательством сверху эту проблему не решить. Важно, чтобы каждый футболист, выходя на поле, четко понимал, что и зачем он делает. А это во многом вопрос совести, которую только лишь административными ресурсами воспитать крайне сложно.