Ты не прыгай, черный Голем

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

18.10.2018

То, что водевиль под названием «Украинская православная церковь Киевского патриархата» к вопросам веры никакого отношения не имеет, а является обычной политической технологией, думаю, никому доказывать не надо.

Любая традиционная религия — и с этим согласны многие атеисты — основа системы ценностей и национальной ментальности. Для России и нынешней Украины это русское православие. Не подорвав его, окончательно разорвать и стравить между собой две части прежде единого народа не получится. Как и выбить из голов украинцев, что они — часть Русского мира.

Тут-то и появляется на сцене «Голем». Напомним, так назывался оживленный глиняный болван, предназначенный для выполнения определенной задачи. После существо за ненадобностью рассыпалось в прах. Внешне Голем должен быть как бы «своим», но по сути — чуждым. Затем иноземные власти именно его, Голема, объявляют единственно правильным и настоящим, и с его помощью начинают истреблять все, что так или иначе ему противоречит. В итоге — не успели оглянуться, а окружающая реальность уже вполне выстроилась по Оруэллу: «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила».

Первого «Голема» для православия попытались изготовить еще в середине XV века при помощи... все того же Константинопольского патриархата. Византия изнемогала в борьбе с турками, и в надежде на поддержку Запада, патриарх Константинопольский Иосиф II, византийский император Иоанн VIII Палеолог на Ферраро-Флорентийском соборе подписал так называемую Унию с Ватиканом, означавшую полное подчинение православия Риму. Правда, тогда схема не сработала: вернувшиеся домой и не понятые паствой иерархи уже через несколько месяцев один за другим принялись отзывать свои подписи, а так и не получивший помощи Константинополь турки все равно взяли.

Что же касается Русской церкви, то кафедра митрополита еще в 1299 году была перенесена из разоренного Киева во Владимир, а затем, в 1325 году, — в Москву. Но польско-литовским панам на захваченных ими западно-русских землях нужна была своя «ручная» православная церковь, и в итоге митрополии получилось две — в Москве и Киеве, причем обе — «всея Руси». Однако, когда подписавший Унию киевский митрополит Исидор заявился приводить к покорности Ватикану Москву, его арестовали и выгнали вон, после чего избрали русского митрополита и объявили автокефалию от предавшего православие Константинополя.

Поскольку съесть православие сразу католическому Западу не удалось, был создан «Голем № 2»: в 1596 году лояльный полякам митрополит Киевский и его иерархи подписали вторую — Брестскую — унию, отдавшись во власть Ватикана, но при сохранении внешней православной обрядности. В итоге образована была «греко-католическая» (униатская) церковь, которую польско-литовские власти признали «единственно правильной», а не поддержавшему унию православному большинству устроили с помощью униатов настоящий религиозный геноцид с отъемом церковной собственности. Но снова не вышло. Менее чем через столетие Киев и все левобережье Днепра воссоединились с Россией, и в 1686 году Константинопольский патриархат соборной грамотой передал Киевскую митрополию в состав патриархата Московского.

Созданный униатский «Голем № 2» оставался опорой поляков, австрийцев, окормлял бандеровщину и принял активнейшее участие в подготовке киевского майдана 2014 года. Но одних униатов для окончательной западной духовно-культурной аннексии Украины было мало, и именно поэтому был запущен проект создания «Голема № 3» на основе отколовшихся от УПЦ МП сектантов-«филаретовцев», которых объявили новой «Украинской православной церковью Киевского патриархата». Это с радостью признал готовый за хорошую плату на что угодно Константинопольский (или, правильнее сказать, Стамбульский) патриарх Варфоломей. Он, вообразив себя «православным папой», даже отменил соборную грамоту 1686 года...

Что планируется дальше — ясно из опыта прошлых эпох. Едва легализовав своего «Голема» в статусе Украинской православной церкви Киевского патриархата, режим Порошенко, повторяя действия поляков, откроет гонения на «москальскую» Украинскую православную церковь Московского патриархата и начнет изъятие ее собственности. А поскольку и Киево-Печерская лавра, и все прочие исторические соборы и монастыри по закону принадлежат государству, он от имени государства просто передаст их другим бессрочным арендаторам. После чего вставших на защиту святынь православных станет разгонять полиция вместе с уже подвозимыми боевиками, а все задержанные попадут за решетку — за незаконное сопротивление властям.

Так что не будем обольщаться: в Киеве готовится самое настоящее возвращение к прежним подходам решения межрелигиозных противоречий. Новая эпоха чревата для украинских православных гонениями, появлением мучеников и исповедников. Вот только не следует забывать, что Брестская уния привела к грандиозному восстанию Хмельницкого. А потом была Переяславская рада и трудное, но неуклонное возвращение к триединой русской государственности.

Полагаю, этот сюжет повторится и в XXI веке.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции