Домонгольские фрески Новгорода исследуют с помощью спектрометра

05.08.2021

Домонгольские фрески Новгорода исследуют с помощью спектрометра

Первый этап проекта стартовал в Великом Новгороде, сообщила пресс-служба Института археологии РАН.

Проект носит название «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)».

Проект победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ. Работы московских археологов ведутся при содействии Новгородской епархии Русской православной церкви и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Цель планируемого исследования — изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде при помощи современных высокоточных неразрушающих методов. На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. «Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры», — сказала ученый секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века. Почти  весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен в основание под новый чугунный пол храма в 1820–1830-х годах. Отдельные фрагменты живописи находились на протяжении XX века при археологических исследованиях на территории Юрьева монастыря и при случайных находках.

Проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем по археометрическому анализу, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия.

«Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013–2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера», — пояснили археологи.

Фото: ИА РАН