27.06.2021
<Выставка «Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина» знакомит с искусством живописцев, работавших в XIII–XV веках в Сиене — одном из ведущих художественных центров того времени. В России подобная выставка проводится впервые, произведения обладают особой ценностью и лишь в исключительных случаях покидают стены родных музеев, отметили в музее.
Выставка представляет российской публике сиенскую школу живописи, рассказывая об ее эволюции с XIII по XV век и исключительной значимости в период, который непосредственно предшествовал эпохе Возрождения. Для российского зрителя знакомство с произведениями сиенской живописи XIII–XV веков имеет особое значение — именно на это время приходится расцвет древнерусской иконописи, которая сохраняла верность византийской традиции.
Вместе с живописью на религиозные сюжеты в экспозиции можно увидеть «таволетты Биккерны» — 10 табличек из дерева, расписанных лучшими сиенскими живописцами. К росписи таволетт привлекали братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других мастеров.
Изначально таволетты носили утилитарную функцию — служили обложками книг учета, составляемых казначеями. Со временем они превратились в оригинальные произведения искусства, а позднее — в предмет коллекционирования.
Это уникальная форма светского искусства, распространенная только в Сиене. Такое число таволетт никогда прежде не покидало Главный архив Сиены, где они из соображений сохранности и их исключительной ценности не находятся в постоянном открытом доступе.
Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи. XV век. Дерево, темпера, золото. ГМИИ им. А.С. Пушкина