В Петербурге открылась выставка просветительских плакатов первой трети ХХ века

16.12.2020

Экспозиция заработала 16 декабря в Мраморном дворце, сообщила пресс-служба Русского музея.

В экспозицию по теме образования и просвещения в России вошло около 130 произведений из коллекции Русского музея. Плакат первой трети ХХ века сыграл важную роль в процессе распространения всеобщей грамотности и образования в России, говорится в сообщении.

«Дореволюционный книгоиздательский плакат, с которого начинается экспозиция, был, по сути, инструментом торговой рекламы, но тем не менее объединил в себе сразу несколько просветительских функций: эстетического воспитания, потому как плакат являлся самым действенным  способом внедрения в общественное сознание  художественных образов; ознакомления широкой публики с миром печатаных изданий и, наконец, функцию передачи  информации через  реализацию рекламируемого товара — книг и периодических изданий. В этой части экспозиции в основном представлены работы известных мастеров, таких как Иван Билибин («Реклама изданий сказок с рисунками И.Я. Билибина», 1903); Сергей Чехонин («Реклама издания «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа», 1912) и другие», — говорится в сообщении.

Адресатом книгоиздательского плаката являлась лишь грамотная часть населения, имевшая финансовую возможность приобретать книги и периодические издания. После революции 1917 года ситуация кардинально поменялась. 

Основатели советского государства мечтали сформировать человеческую личность нового типа и абсолютно иную общественную формацию. Для внедрения новых идей в сознание граждан была необходима система агитации и пропаганды.

При этом одной и самых острых проблем первых послереволюционных лет, серьезно тормозивших осуществление замыслов советской власти, был низкий уровень образования. Печатное же слово в то время было практически единственным средством коммуникации, напомнили в музее.

Таким образом, всеобщее обучение являлось первоочередной задачей. Ликбезу (ликвидации безграмотности) — одному из самых масштабных социально-образовательных проектов в отечественной истории — посвящена значительная часть выставки. 

Плакаты советского периода сгруппированы в экспозиции по темам. Первый из них -  ранний декларативный плакат. Пропаганда образования в первые годы советской власти говорила на языке аллегорий, представляла знания своего рода ключом от двери, ведущей из царства мрака и угнетения в светлое и свободное будущее («Только советская власть ведет рабочие массы к свету и просвещению», плакат неизвестного художника, 1919; «Неграмотный тот же слепой» Алексея Радакова, 1920). Но постепенно задача по ликвидации безграмотности и внедрению всеобщего образования начала решаться, и плакаты стали призывать к конкретным делам – оказанию помощи школам и библиотекам, обучению безграмотных, получению образования и т. д. (Георгий Ланге: «Товарищи! Дети наши и заботы наши…Неделя помощи школам», 1923; И. Мурзаев: «Изобретатель, вооружайся техническими знаниями», 1931). Самостоятельные части экспозиции посвящены введению всеобщего образования в сельской местности и национальных республиках (Василий Баюскин: «В избе-читальне», 1929; Федор Малеев: «Культурная революция в национальных республиках», 1930).

Целый пласт плакатов посвящен чтению, которое провозглашалось «обязанностью» человека и непременной частью его образа жизни.

Первые десятилетия ХХ века для плаката вообще и просветительского в частности были временем его становления, выработки собственного языка и образных приемов. Этим объясняется невероятная разнородность стилей, так как к работе привлекались самые разные художественные силы – живописцы, графики, скульпторы, архитекторы. В плакате заметен и лубок, и стиль модерн, и традиции журнальной и книжной графики, и поиски конструктивистов.

Среди авторов есть и известные имена с узнаваемым стилем и филигранной техникой: Борис Кустодиев, Александр Дейнека, Дмитрий Моор, Алексей Пахомов, Дмитрий Буланов, Николай Кочергин, Алексей Радаков и др., а также безымянные мастера, чья манера выдает руку самодеятельного художника. Тем не менее сегодня интерес и ценность представляют любые образцы плакатов того периода, так как они демонстрируют всю палитру художественного поиска и четко отражают процесс становления жанра.

Экспозиция дополнена произведениями скульптуры, нумизматики, народного и декоративно-прикладного искусства, в которых нашла отражение основная тема выставки.

Выставка продлится до 29 марта 2021 года. Организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК».