В Москве обсудили катастрофу в культурных индустриях и запреты концертов и спектаклей

10.12.2020

Обсуждение прошло на круглом столе «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020», который состоялся на площадке медиацентра «Российской газеты».

В ходе обсуждения информационным агентством InterMedia  было представлено трехтомное интерактивное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020». В центре внимания были такие темы, как сфера культуры в год пандемии, ущерб наиболее пострадавших индустрий, а также связанные с этим финансовые, творческие и общественные проблемы.

Также участники обсудили отличия «креативных индустрий» от «культурных индустрий» и возможность «креативных индустрий» стать «новой нефтью», а также вопрос о том, почему этого не произойдет без доработки законодательства.

По словам инициатора исследования, главного редактора InterMedia Евгения Сафронова, во всем мире рушатся целые культурные отрасли, разваливаются бизнес-модели, творцы и менеджеры оказываются в буквальном смысле на улице. «Но именно поэтому мы считаем, что сейчас особенно важно объективное изучение реалий культурной отрасли — без этого не удастся сохранить базис, структуры и, самое главное, — людей для восстановления после пандемии», — заявил он.

Прогноз ущерба нерадостен — зрелищные, досуговые и другие «офлайн»-сегменты в предпринимательской части по итогам года сократятся в среднем в 2,5 раза, а наиболее пострадавшие —зрелищные мероприятия по итогам года упадут на 60–70%.

Докладчик обратил внимание на неточности, связанные с терминами «Креативные индустрии» (Creative Industries) и «Культурные индустрии» (Cultural Industries).

«Даже в развитых странах нет консенсуса. Во многих странах между ними ставят знак равенства, а иногда считают, что культурные индустрии являются частью «креативных», отсюда разночтения в статистике, иногда на порядки, в зависимости от задач. В РФ в последнее время уделяют немало внимания «креативным индустриям», на их развитие уже затрачено немало средств, но описания и критериев до сих пор нет. Необходимо официальное определения с учетом национальных традиций и задач», — заявил Сафронов.

Спикер напомнил, что в последние десятилетия во всем мире наблюдаются тектонические сдвиги в массовых культурных индустриях: постоянно сокращается количество проданных билетов в кинотеатры, обрушились показатели и в индустрии звукозаписи — и все это на фоне постоянного роста потребления фильмов и музыки.

Ведущий эксперт InterMedia Павел Соломатин подчеркнул, что основная часть доходов сферы культуры в России, как и во всем мире, все последние годы формируется в сфере информационно-коммуникационных технологий.

«Значительные доли также у аудиовизуального контента (кино, эфирное телевидение и др.), а также у архитектуры и туризма. Самый большой рост показал сегмент легальных сервисов аудио — по данным IFPI и InterMedia, с 2018 по 2019 год он вырос на 83,3%, достигнув 5,5 млрд руб. Легальные видеосервисы тоже быстро растут — на 65,7%. Сегмент уже достиг 41,2 млрд руб. Сокращаются доходы от продажи физических носителей, рекламы в печатных СМИ и на ТВ», — подчеркнул он.

В исследовании впервые опубликован топ-300 крупнейших организаций, работающих в российской сфере культуры. Возглавляют рейтинг многопрофильные холдинги, в том числе ИКТ-компании и финансовые организации «ВТБ», «Тинькофф» и «Альфа-банк», четверка крупнейших телеком-операторов (МТС, «Билайн», «Мегафон», «Ростелеком»), дочки зарубежных компаний «Яндекс», «Мэйл.ру», Apple и Alphabet, а также «Газпром-медиа» и другие. Эта сумма выше, чем объем культурных индустрий, поскольку в рейтинге учитываются все виды доходов компаний — как в РФ, так и за рубежом, а доходы от культурной деятельности незначительны.

Рейтинг подтвердил, что в культуре России бюджетное финансирование продолжает оставаться значимым — 61% организаций из списка являются бюджетными. Участие государственных и особенно местных бюджетов приоритетно в таких сегментах, как музейное, библиотечное и театральное дело, дома и дворцы культуры, образование.

Заместитель главного редактора InterMedia Наталия Галиулова прогнозирует доходы в сфере культуры на 2020 год в размере чуть более 3 трлн рублей (-11% к 2019), что вроде бы немного.

«Если разобраться детальнее, налицо коллапс предпринимательских сегментов в некоторых системообразующих отраслях. В первую очередь в зрелищных мероприятиях, кинопрокате, туризме, печатных медиа. При этом отрасли, работающие в цифровой среде, продолжают рост, среди них информационно-коммуникационные технологии, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ. Продолжили увеличивать обороты, конечно же, и пиратские ресурсы», — заявила Галиулова.

Создатели и партнеры компании «Event-юристы» Татьяна и Андрей Петровские, рассказывая о втором томе исследования — «Законодательство», — заявили о запутанном, противоречивом и устаревшем законодательстве, приведя множество примеров, например — действующие до сих пор акты Совнаркома 1927 года.

«Особенно болезненной как для организаторов, так и для творцов, была и остается правовая неопределенность в период пандемии. Совершенствование законов — абсолютная необходимость для культурных индустрий, без этого выровнять ситуацию практически невозможно», — уверены спикеры.

Советник Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Семенова представила исследование о роли нематериальных активов в экономике Российский Федерации. Было отмечено отставание России по этому показателю от развитых стран, а также недоработки в законодательстве, препятствующие прогрессу в этом направлении.

Исполнительный директор Ассоциации концертных, театральных и билетных организаторов Владимир Зубицкий сообщил, что концертная индустрия сейчас работает примерно на 5%. Спикер предпочитает официальное закрытие отрасли (с выплатой соответствующих компенсаций) постоянной чехарде с отменами, ограничениями и запретами. 10 млн билетов на отмененные концерты сейчас на руках у зрителей, а перенесенные на 2021 год концерты с таким же успехом могут переместиться и на 2022-й.

Генеральный директор Гильдии продюсеров России Анна Егорова сообщила о том, что доля кинотеатральных показов в доходах кинопроизводителей — самая большая, поэтому после введения ограничений производители киноконтента понесли большие финансовые потери, как и владельцы кинотеатров. При этом съемки многих кинопроектов были остановлены или отменены. 

В дискуссии также приняли участие генеральный директор промоутерской компании Attack Concert Артем Горный, омбудсмен по креативным индустриям г. Москвы Светлана Панарина, журналисты, представители научного и юридического сообществ. Модератором дискуссии стала заместитель редактора отдела культуры «Российской газеты» Инга Бугулова.