В названиях городов Израиля обнаружили имена древних языческих богов

18.06.2020

Финикийская статуэтка, вероятно, изображающая Решефа, финикийского бога штормов и войны.

Об этом пишет израильское издание Haaretz.

Согласно Ветхому Завету, после того, как древние евреи захватили свои нынешние территории под руководством Иисуса Навина, Бог повелел им истребить местное население, чтобы у них не было соблазна поклоняться чужеземным богам. Однако ученые указывают, что даже если это действительно произошло, то довольно странно, что евреи продолжали называть свои города именами, которыми пользовались те, кого они только что уничтожили.

Особенно странно, когда в названии захваченного города входили имена тех самых богов, поклонение которым евреи должны были уничтожить. В древние времена было принято называть города по имени главной святыни, и в них поклонялись божеству опекунов. Таким образом, во многих городах и городах, упомянутых в Библии, даже в тех, есть имена иностранных богов, говорится в публикации.

В некоторых случаях названия этих мест используются и по сей день. Так обстоит дело с Иерусалимом, который, как подтверждают Библия и таблички 14-го века в египетском Амарне, был заселен хананеями до того, как стал столицей Иудеи. Название города, скорее всего, первоначально звучало как Ir Shalem («Город Шалем»), потому что центральный храм города был посвящен богу Шалему.

Шалем, он же Салем, известен ученым по записям, найденным в древнем городе-государстве Угарит, в сегодняшнем Ливане. Он был олицетворением Вечерней Звезды.

Из писаний Угарита известно, что у бога Шалема был брат-близнец Шахар, олицетворение Утренней Звезды. Шахар, по-видимому, был богом опекунов в городе Зарет-Шахар. Этот город, видимо, не сохранился до наших дней, и его точное местонахождение неизвестно, но другой город, посвященный Шахару и не упомянутый в Библии, возможно, существовал на южном берегу Галилейского моря. Это место было известно под арабским названием «Утренней звезды», что может служить доказательством того, что в какой-то момент в древности Шахару поклонялись и там. В 1915 году это место было приобретено сионистскими поселенцами, которые основали там кибуц, назвав его «Аелет ха-Шахар», поэтическим библейским термином «Утренняя звезда» (Псалом 22: 1).

Названия других городов также отражают астральное поклонение их жителей. Город Иерихон, вероятно, получил свое название от древнего покровителя города Яреаха, бога Луны, который был очень популярен на Древнем Ближнем Востоке. Другое место на южном берегу Галилейского моря под названием Бейт-Ярех, упомянутое в Иерусалимском Талмуде (Мегила 1: 1), вероятно, свидетельствует о том, что в древности там поклонялись этому богу.

Ряд мест, упомянутых в Библии, имеют имена, свидетельствующие о поклонении богу солнца Шемешу: это Беф-Шемеш («Дом Шемеша», Иисус Навин 15:10), Эн-Шемеш («Источник Шемеша», Иисус Навин 15 : 7) и Ир-Шемеш («Город Шемеш», Иисус Навин 19:41). Ни один из этих городов не сохранился до наших дней, но место, названное по-арабски Ain Shems в центральном Израиле, считается местом древнего Бет-Шемеша, и в 1950 году там был основан современный израильский город Бейт-Шемеш.

 

Возможно, самым популярным богом в Иудее бронзового века был бог шторма Баал, по крайней мере, если учесть огромное число городов и городов, названных в честь божества.

К востоку от Иерусалима находился город под названием Кирьят-Баал («Город Баала», Иисус Навин 18:14), чуть южнее - место под названием Баал-Перазим, где Давид победил филистимлян (2 Царств 5:17). В южной части Иудеи было место, называемое Гур-Баал (II Паралипоменон 26: 7), а в северном Израиле - Бааль-Гад (Иисус Навин 11:17), Бааль-Хермон (Судей 3: 3) и Баал-Асор (II Царств 13:23). К востоку от Иордана был город под названием Баал-Пеор (Числа 23:28), а другой город под названием Баал Шалишах (II Царств 4:42) существовал в каком-то неизвестном месте. Некоторые идентифицируют его как современный палестинский город Кафр-Тулт.

Глава Ханаанского пантеона, Эль, был явно богом-опекуном Вефиля, города и святого места, о которых довольно часто упоминается в Библии (например, Бытие 12: 8). Исходя из его местоположения и названия, палестинский город Бейтин, к северу от Иерусалима, считается древним Вефилем. Израильское поселение под названием Бейт-Эль было основано неподалеку в 1977 году.

Бет Дагон на равнине к востоку от древней Иудеи (Иисус Навин 15:41), должно быть, когда-то имел храм, посвященный богу Дагону. Это был очень древний бог, которому уже поклонялись в Эбле (к юго-западу от Алеппо) в 23-м веке до нашей эры. Позже он был принят филистимлянами как национальный бог.

Существующие записи о Дагоне относительно многочисленны, но не свидетельствуют о том, каким он был богом. Уже в древние времена люди по его имени догадывались, что он бог зерна (иврит: даган) или рыбы (иврит: даг), но это не более чем догадки. Так или иначе, библейский Бейт-Дагон, по-видимому, оставался населенным в 20-м веке, пока палестинский город Байт-Даджан не был заселен в 1948 году в преддверии израильской войны за независимость. Вскоре после этого возник там израильский город Бейт-Даган, имя древнего божества лишь слегка заретушировали, изменив одну гласную.

Другим очень древним семитским богом, известным из Эблы и все еще живым в израильских названиях городов, является Решеф, которого очень почитали в эллинистический период, когда он был отождествлен с богом Аполлоном. Каким был бог Решеф, сейчас сказать трудно. Возможно, он был богом огня (Песнь Песней 8: 6), богом шторма (Псалтирь 78:48) или богом язв (Аввакум 3: 5).

В персидский период финикийцы основали город по имени Решеф на побережье современного Израиля, Арсуф, также известный как Аполлония. Во времена крестоносцев он оставался крупным городом, но был разрушен египетским султаном Байбарсом в 13-м веке. В 1936 году рядом с древним городом был основан мошав под названием Ришпон. Позже новый город, основанный в окрестностях в 1995 году, получил название Арсуф.

В библейские времена к северу от Иерусалима было два города по имени Бет Хорон (верхний и нижний) (I Паралипоменон 7:24). Предположительно они были названы так в честь своего бога-покровителя Хорона. Этот бог известен нам из довольно большой и разнообразной коллекции заклинаний и призывающих его амулетов, обнаруженных на всем Ближнем Востоке. Возможно, он был богом пустыни, который, как полагали, обладал силой изгонять диких животных и змей. Поселок под названием Бейт-Хорон был основан к востоку от Иерусалима в 1977 году.

Со всеми этими богами-идолопоклонниками, живущими в названиях городов и поселков, мы не можем не задаться вопросом, а как же Бог Израиля – Яхве?

Удивительно, но ни один город не назван в честь Бога Израиля Яхве. Можно предположить, что это было связано с запретом произносить святое имя Бога. Другая версия – запрет Торы на поклонение Яхве вне единого храма. Это может указывать на то, что за пределами Иерусалима не должно было быть храмов, посвященных Яхве для города, названного в честь.

В еврейской Библии рассказывается о многочисленных местах поклонения Яхве за пределами Иерусалима, в том числе основанных Иисусом (Иисус Навин 8:30). «Народ» (Судей 21: 4), Самуил (1 Царств 7:17), Царь Саул (1 Царств 14:35), Царь Иеровоам (1 Царств 12: 26–33), Давид (2 Царств 24:25) ) и Илия (1 Царств 18:32).

Тогда почему в Израиле не было названо городов в честь Яхве? Возможно, самый логичный ответ заключается в том, что культ Яхве достиг Иудеи относительно поздно, когда города уже имели названия, а их жители не были склонны менять названия городов, в которых жили.