Рождество 8 марта

Григорий ПРУТЦКОВ, доцент факультета журналистики МГУ

08.02.2013

95 лет назад, в феврале 1918 года, декретом Совета народных комиссаров за подписью Ленина в России был упразднен юлианский и введен григорианский календарь. Страна перешла на новый стиль. Чтобы ликвидировать календарную разницу в тринадцать дней, декрет предписывал считать первым после 31 января днем сразу 14 февраля. Таким образом, 1918-й год стал самым коротким годом в истории нашей страны.

Как известно, Русская православная церковь, в отличие от всей Советской России, не перешла на новый календарь (вынужденная и неудачная попытка Святейшего патриарха Тихона осенью 1923 года ввести в Церкви новый стиль не в счет, поскольку она так и не носила повсеместного характера, а вскоре об этом кратковременном решении и вовсе забыли). Получается, отделение Церкви от государства и государства от Церкви по факту произошло не столько с момента вступления в силу соответствующего ленинского декрета, принятого тогда же, в конце января 1918 года (по старому стилю). Именно календарь стал прочно отделять Церковь от резко противопоставившего себя ей атеистического государства.

Конечно, к новому стилю было трудно привыкнуть. Представьте себе воцерковленных людей, которые всю жизнь отмечали, скажем, Рождество 25 декабря или Преображение 6 августа. И вдруг им говорят: с этого года Рождество Христово переносится на 7 января, а Преображение Господне — на 19 августа. То же и с остальными праздниками, включая собственные именины и дни рождения. И не важно, что по церковному календарю все даты остаются прежними до сегодняшнего дня: в обыденном сознании смена дат все равно произошла.

Кстати, тринадцать дней — разница между юлианским и григорианским календарями непостоянная. Каждые 128 лет в юлианском летоисчислении накапливается один лишний день. Из-за этого периодически календарная разница увеличивается на день. В XVI веке, когда указом римского папы Григория XIII католические страны перешли на новый календарь, она составляла десять дней, а затем постоянно возрастала. При Петре Первом и Михайле Ломоносове — в «век дворцовых переворотов» — эта разница насчитывала уже одиннадцать дней, в эпоху Пушкина и Достоевского — двенадцать, а в XX столетии увеличилась до тринадцати дней.

С наступлением нового XXI века дистанция между календарями в силу особенностей юлианского летоисчисления сохранится вплоть до 2100 года. Но в следующие века она будет неизменно расти. Так, например, с 2101 года наши потомки станут праздновать Рождество Христово не 7, а 8 января. А в бесконечно далеком от нас 9901 году этот праздник будет приходиться на... восьмое марта. Тогда как в православном юлианском календаре дата появления в свет Богомладенца останется прежней — 25 декабря.

К слову, в течение последних лет к вопросу о календарной реформе возвращались не раз. С одной стороны, появлялись политики, предлагавшие вернуться к старому стилю и таким образом вновь обособить Россию от Запада. С другой стороны, звучали не менее радикальные предложения перенести празднование Рождества на 1 января, чтобы избавиться от проблемы празднования Нового года Рождественским постом. Правда, мало кто отнесся ко всем этим предложениям серьезно.