08.02.2013
Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина, о своем желании провести ребрендинг заявлял неоднократно. С открытием сезона на сборе труппы он объявил, что знаменитый профиль на афишах будет заменен изображением анфас.
Полгода интернет-пользователей пугал логотип с залихватскими мультяшными баками, больше напоминающий вывеску парикмахерской, претендовавший занять почетное место на входе в театр. Но на пресс-конференции взволнованную общественность заверили, что привычный портрет Пушкина с афиш не уйдет, а ребрендинг культурного учреждения будет проходить под девизом «новая жизнь традиций» с акцентом на последнем слове. По крайней мере, в визуальном стиле классический театр от решительных мер отказался. Афиши, номерки и программки к спектаклям украшает все тот же автопортрет поэта. Но теперь к нему прибавились желтая плашка и новый шрифт. Как оказалось, здесь это далеко не первый ребрендинг. Театр меняет логотип, как «кока-кола», — в среднем раз в десять лет. Почти у каждого худрука был свой Пушкин. Но на сегодняшнее обновление Евгений Писарев возлагает особые надежды: может быть, яркие афиши привлекут молодежь и наполнят зрительные залы.
Театр — это не только храм искусства, но и коммерческая структура, с финансовой отчетностью, индексом посещаемости, а к тому же — бренд, который нужно успешно позиционировать и продавать. Только в этом сезоне целый ряд столичных театров поспешил вслед за худруками сменить и фирменный стиль.
С размахом отметила 90-летие «Маяковка» с новым брендбуком по мотивам привычного логотипа. С приходом Олега Меньшикова кардинально преобразился Театр имени Ермоловой. Классический серовский портрет актрисы предстал на афишах в кислотной поп-артовской обработке а-ля Энди Уорхол. Кстати, чуть дальше по Тверской улице, в Драмтеатре имени Станиславского, пестреет розовым и зеленым размноженный анфас К.С., тоже недвусмысленно отсылая к известному изображению Мэрилин Монро. Новым симпатичным логотипом встретил зрителей и Московский театр кукол на Спартаковской улице. Здесь ребрендинг пережили не только плакаты, но и вся организация — прошлой весной введена интендантская форма управления. Незаметно с афиш Театра Романа Виктюка ушел красный человечек, а на его месте появился строгий круглый логотип с изображением Дома культуры имени Русакова. Наверное, в знак того, что мастер окончательно прописался в здании. И уж совсем радикально переродился многострадальный Театр имени Гоголя.
Волна перемен прокатилась по типовым тюзам всей страны, которые огульно переименовываются то в Молодежные, то — Нового зрителя, борясь за взрослую публику. Смена имиджа стала универсальным средством от застоя. Театр уже давно начинается не с вешалки, а гораздо раньше — с афиши или вывески, зазывающей посетить храм искусства. За создание репутации сегодня в большей мере отвечает не репертуар или художественная идеология, а фирменный полиграфический стиль. И все же хочется, чтобы яркие афиши стали не единственным способом привлечь зрителя.