Романовых вернули на Красную площадь

Елена ЛИТОВЧЕНКО

01.02.2013

Территорию вокруг Покровского собора на Красной площади украсила выставка скульптурных композиций, посвященная 400-летию династии Романовых.

Пафосность темы компенсируется недолговечностью материала: фигуры российских царей и императоров вырезаны изо льда. Пятипудовые ледяные блоки у стен храма появились одновременно с людьми в красных пуховиках с надписью «Гран-при России по ледовой скульптуре 2013». Участникам чемпионата предстояло воплотить в хрупком прозрачном природном материале, доставленном из вологодского озера, жанровые сцены разных эпох правления династии — от Михаила Романова до Николая II. Список включал представителей правящего дома, оставивших след в истории собора Василия Блаженного. И первым значился основатель династии Михаил Федорович: его ледяное изваяние с Феодоровской иконой Божией Матери в руках, которой он был благословлен на царство, установлено на том самом месте, где избранника на московский престол встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Драгоценный вклад Михаила Федоровича, состоящий из украшенных гравировкой и чернью серебряных позолоченных предметов церковной службы, недавно можно было видеть на выставке «Золото ризницы» в честь 450-летия Покровского собора.

Автор скульптуры Иосиф Пушкарев из Уфы создал весьма аскетичную композицию, что помешало ему попасть в число призеров. Денису Абдулину из Хабаровска повезло больше: третье место и возможность продолжить состязание в финале, который пройдет в Сочи. Скульптор разместил на одном постаменте Анну Иоанновну, повелевшую поставить ледяной дом, и несчастную солдатскую вдову со свечой, от пламени которой, по легенде, в день святой Троицы 1737 года в Москве случился сильный пожар. Тогда пострадал Кремль, раскололся только что отлитый Царь-колокол и сгорели новые Красные ворота.

Петербуржец Василий Фадеев (II место) еще более усложнил задачу, поместив рядом с фигурой царя Федора Алексеевича появившиеся при его правлении детали собора: на месте звонницы была выстроена существующая и поныне колокольня, а фасады украсил разноцветный травный орнамент.

У северного крыльца посетителей встречают Николай II с супругой Александрой Федоровной. Ваятелю удалось передать военную выправку императора, изящество аксессуаров и невесомость наряда императрицы. Чтобы выточить лепестки роз на шляпке и кружева на веере, опытнейший Александр Шадрин трудился на морозе до трех ночи. Впрочем на родине, в Якутии, он привык работать при гораздо более низких температурах. Казалось бы, первое место в кармане, но незнание этикета едва не сыграло с лидером чемпионата злую шутку. Рассказывает председатель жюри московского этапа Гран-при по ледовой скульптуре, официальный представитель ассоциации членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский: «Когда император в 1902 году спускался по лестнице Покровского собора, императрица находилась справа от него. Даме принято было подавать правую руку. Как говорили казаки, «баба справа, а шашка слева». В работе «Не последняя ступенька…» этот принцип нарушен. Но сама композиция настолько красива, что мы не стали снимать баллы».

В итоге первым в полуфинале стал именно Александр Шадрин, предприниматель из Якутска, неоднократный победитель отечественных и мировых смотров ледовой скульптуры. Завершает галерею образов Романовых копия Покровского собора — совместный труд ледовых дел мастеров. Вся эта красота будет радовать москвичей до весны.