Работа над ошибками

Дарья ЕФРЕМОВА

21.12.2012

«Пилименная», «1000 и 1 мелоч», «Арех жариный. Очен кусный!». Когда такие перлы выведены химическим карандашом на картонке у рыночных торговцев — это смешно. А вот «Закажи любое кофе» на растяжке городской ресторанной сети — уже грустно. Филологи решили исправить положение: подведены первые итоги образовательного проекта «Москва — город грамотных людей».

«Если бы корявое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканными». Перефразированная цитата Уильяма Шекспира (в оригинале «острое слово») стала девизом конкурса, стартовавшего в середине октября по инициативе специалистов-словесников. Учителя русского языка из ряда московских школ, преподаватели Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова объединились под эгидой Департамента образования, чтобы дать бой намозолившей глаза безграмотности. Всем желающим предлагалось фотографировать ляпы на билбордах, вывесках и рекламных объявлениях и с указанием точного адреса организации присылать их на экспертизу, которая проводилась в режиме он-лайн — на сайте университета.

После того как ошибка была обнаружена (и таковой признана), команда студентов-волонтеров из МГГУ обзванивала провинившихся, предлагая исправить досадные «очепятки» в течение месяца. Если горе-грамотеи настаивали на собственном варианте или, что чаще, просто отмахивались — «Да ну вас! И так понятно!» — «дело» передавалось в местную управу, а владельцы заносились в черный список. Его, а заодно и богатую коллекцию ошибок, можно увидеть на портале Mosgram.mggu-sh. Среди лидеров — «влыжные салфетки» в «Ашане», «свежо выжитый» сок в меню кафе «Восток-Запад», универмаг «Мария» на Кантемировской улице, предлагающий пятидесятипроцентную скидку на весь «тавар», а также буклет кафе «Смаковка» на Коломенской, рекламирующий пироги «скапустой и греч.орехами».

«Первый этап проекта, завершившийся 13 декабря, — пилотная версия, — рассказал советник ректора МГГУ Виктор Власов, — наиболее активные участники, а ими оказались школьники, получили в качестве призов смартфоны, ноутбуки и фотокамеры. Но мы не собираемся на этом останавливаться, ведь проблема вопиющего незнания, а то и пренебрежения к родной грамматике, остается одной из самых злободневных. Мы продолжим конкурс в 2013 году и надеемся привлечь к участию в нем как можно больше людей».

По мнению члена ученого совета Института славяноведения РАН, доктора филологических наук, профессора МГУ, академика Андрея Зализняка, эта инициатива — нужная и интересная, но вряд ли достаточная, чтобы существенно изменить ситуацию. «Безграмотность сейчас плодится с невероятной скоростью, и бороться с нею очень сложно. Весь интернет забит ошибками, причем многим нравится намеренно коверкать родной язык, искажая его всеми возможными способами. Да и само отношение к ошибкам меняется: они становятся чем-то вполне обыденным. Люди пренебрегают элементарной орфографией, про постановку знаков препинания и вовсе молчу. Рекламные брошюры — лишь очередное доказательство этого. Впрочем, то, что проект может привлечь внимание к самой проблеме халатного обращения с русским языком, уже хорошо».

Что ж, филологам лишь остается пожелать удачи, — поле, действительно, непаханое. Одна надежда, что многие корежат язык не из вредности, а из растерянности, — так вы скажите уж наконец, как оно правильно: «разрезанная бумага» — две «н», «резаная бумага» — одна, а «резанная на части бумага» — опять две… В слове «суперидея» — «и», в «безыдейном» же — «ы»… Вот и рождаются всякие «подИтоги» на каждом чеке.

Но это лишь цветочки. Ягодки — на экране. Чего ждать от несчастных работников розничной торговли, когда в релизах и объявлениях о вакансиях солидных компаний пишут про «стрессорезистентность» и «аффилированный член», а по телевизору стирают «с новым «Ариэль», «путешествуют с «Мазда 6» и моют голову «шампунем с экстрактом кашемира и частицами бриллиантов».