Ученые: успеваемость школьников больше всего зависит от наследственности

12.12.2013

Ученые подчеркивают, что их результаты указывают на необходимость индивидуального подхода в образовании.

Различия в успеваемости среди школьников при стандартизированном школьном образовании больше всего зависят от наследственности, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One. Авторы — исследователи из Королевского колледжа в Лондоне (Великобритания) — проанализировали экзаменационные оценки более 5,5 тыс пар близнецов, которые в возрасте 16-ти лет сдавали экзамены по обязательным предметам: английскому, математике и естественным наукам. Условия жизни и учебы у пар подростков были схожими. В среднем 55% различий в успеваемости ученые отнесли на счет наследственности, а 36% — на счет окружающей среды, включая обстановку дома и в школе.

Кроме того, исследователи обнаружили небольшие различия между полами: у мальчиков успеваемость сильнее определялась наследственностью, а на девочек больше влияла окружающая среда.

Ученые полагают, что успехи в учебе могут зависеть от тысяч генов, влияние каждого из которых очень мало. Авторы подчеркивают, что наследственность не полностью определяет успеваемость школьника. Однако из-за того, что школа старается дать всем одинаковое образование, генетические различия выходят на первый план. По мнению ученых, их результаты указывают на необходимость индивидуального подхода в образовании.
Предыдущие исследования, также проведенные на близнецах более раннего возраста (7, 9 и 12 лет), показали, что способности к чтению, письму и счету еще больше — на 68% — зависят от наследственности, сообщает РИА «Новости».