01.03.2018
Смешные, трогательные, грустные истории. Сложные вопросы — жизненные, философские, нравственные, на которые все же попытались находить ответы... Несмотря на серьезный состав участников (а поговорить о Сергее Владимировиче пришли председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков, режиссер, сценарист, продюсер Егор Кончаловский, актер, предприниматель Степан Михалков, писатель, телеведущий Андрей Максимов, сценарист Виктория Токарева, писатель, депутат Государственной думы Сергей Шаргунов) и довольно официальную площадку, встреча получилась теплой и живой.
Первым слово взял Егор Кончаловский: «Мне часто говорят, невольно обижая меня, моих братьев и сестер, будто бы я был его любимым внуком, но это не так. Сергей Владимирович в равной степени любил нас всех и вообще всех детей Советского Союза...» «Именно поэтому, когда у меня родилась дочь, — заметил Степан Михалков, — и я пришел с этой новостью к отцу, а отец позвонил деду и сообщил, что тот стал прадедом, он отреагировал: «Это хорошо. А вообще — какие новости?»
Сергей Владимирович очень спокойно относился к детям, не делал из них какой-то сверхценности». О том, что в роду Михалковых младшее поколение держали в строгости, вспоминал и Никита Сергеевич:
— Отец — это очень ближний круг. А в детстве и юности не ощущаешь ни масштаба, ни величины, ни значения личности. Ехали как-то на дачу, я нервничал, футбол по телевизору шел, боялся, что не успею. Заспорили. Я с ним очень часто спорил — безрезультатно. Говорю, дескать, что ты за стихи пишешь: «А у Томы, а у Томы ребятишки плачут дома». Он остановил машину: «Эти стихи тебя кормят, вон отсюда!» И я двадцать километров потом пешком шел, пропустил весь футбол, обливался слезами. Только со временем понял, насколько эта жесткая система воспитания на самом деле правильна. Отец терпеть не мог сюсюканий, потому и стихи у него гениальны: он писал не как взрослый для детей, а как ребенок для своих. Чувствовал эмоцию, вызов, нигилизм. Он умел ненавидеть детей, как сами дети друг друга ненавидят. Поэтому у него: «У меня опять: / Тридцать шесть и пять!» и «Я ненавижу слово «спать»!» Он умел встать на ту же ступень, что и дети, поэтому его стихи начисто лишены взрослой оценки, покровительственной интонации, назидания. Это разговор на равных. Столько времени прошло, сколько сменилось правительств, а его и сейчас читают детям! Он им ничего не навязывал: предлагал делать выводы самостоятельно...
Юбилейный год, конечно, будет отмечен разными мероприятиями. Но к числу самых значительных достижений собравшиеся отнесли существование Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Председатель жюри смотра Сергей Шаргунов рассказал, что ярких современных авторов, пишущих для детей и подростков, очень много. Только их произведения оказываются непрочитанными:
— Большой вопрос, в чем тут дело. В отсутствии ли детско-юношеского кино или профильных телепередач, — но родители действительно не знают, что же можно почитать своему ребенку из современного. Да, у нас самая пишущая страна. Просто нужно поощрять новую детскую литературу. А думая о самом Сергее Владимировиче, я вспоминаю его хрестоматийные стихи:
Я лежу себе, мечтаю:
Почему я не летаю
Вроде этих облаков,
Я — писатель Михалков?!
Вот оно — подтверждение сквозной идеи его творчества: он такой же, как и тот, к кому он обращается. Как любой мальчишка, валяется в траве, смотрит в небо... Мечтаю найти когда-нибудь время и возможности, чтобы исследовать эту огромную жизнь, вровень с целым веком. Настоящего Сергея Владимировича — поэта, друга, заступника, человека державного, верного своему Отечеству вне зависимости от имен наверху, — этого человека мы, в сущности, еще не знаем. Его нужно изучать, и хочется верить, что веселое имя «писателя Михалкова» навсегда останется с детьми и будет делать нас детскими, живыми, сердечными, искренними.
Фото на анонсе: Владимир Трефилов/РИА Новости