17.06.2012
«Быть участником Сахаровского фестиваля — это большая честь и огромная ответственность», — считает пианист Денис Мацуев, любимец нижегородской публики. «В Нижний Новгород впервые приехал в 1999 году, уже став лауреатом конкурса имени Чайковского, — рассказал Денис Мацуев специально для газеты «Культура». — С тех пор играю здесь каждый сезон. Мое волжское турне, ставшее ежегодным, всегда открывается в Нижнем Новгороде: это уникальная филармония на карте нашей страны. С нею тесно связаны судьбы Шостаковича, Шнитке, Ростроповича, да и вообще все знаменитые российские музыканты не по одному разу выступали тут».
Действительно за двадцать лет существования фестиваль вписал свою страницу в историю культуры России. Его доминанта — эксклюзивные премьеры и дебюты.
В этом году нижегородцы стали свидетелями впечатляющих новинок. Денис Мацуев, готовясь записывать диск, приступил к освоению Концерта №1 Брамса, и его первое публичное выступление с этим сочинением состоялось в рамках Сахаровского фестиваля. Но еще удивительнее, сколько редких сочинений пианист исполнял в этом городе, вообще минуя Москву. «Здесь замечательный симфонический оркестр, для которого не существует никаких сложностей, — подчеркнул Денис Мацуев. — С его главным дирижером Александром Скульским мы сделали огромное количество программ: «Каприччио» Стравинского, «Бурлеску» Рихарда Штрауса, Симфонию-кончертанту Шимановского. Причем материал осваивался в кратчайшие сроки, буквально с одной репетиции».
На сей раз готовились тщательно, Денис приехал загодя, чтобы вжиться в новое для себя звучание. Оркестр во главе с маэстро Скульским чутко следовал за солистом, ничуть не уступая ему в темпераменте и виртуозности.
Концепция фестиваля — «Русское искусство и мир». Выступления отечественных звезд — «Виртуозов Москвы» с Владимиром Спиваковым, Камерного хора с Владимиром Мининым, выдающейся виолончелистки Наталии Гутман, квартета имени Бородина, победителя XIV конкурса имени Чайковского Даниила Трифонова — чередовались с гастролями зарубежных гостей. На «Дни Франции» приехало французское джазовое трио Ярона Эрмана. А наш бывший соотечественник пианист Михаил Рудь показал «Картинки с выставки» Мусоргского с визуальным рядом из иллюстраций Кандинского, написанных в 1928 году. В рамках «Дней Нидерландов» за пульт симфонического оркестра Нижегородской филармонии встал дирижер Ваутер Патберг. А завершают двухнедельный марафон Литовский камерный оркестр и скрипач Сергей Крылов, представляющий Италию.
Ни один концертный сезон в Нижнем Новгороде не проходит без Юрия Башмета и его оркестров. В этот раз честь открытия фестиваля была предоставлена «Солистам Москвы». С ноткой ностальгии Юрий Башмет вспоминал: «Этот город был одним из первых, кто принял альт как сольный инструмент. И, соответственно, принял меня. Тут прошло немало моих премьер. Филармония всегда отличалась уникальным духом, я бы сказал, своей политикой. В СССР действовали табели о рангах. Если ты просто лауреат международного конкурса — то поселят в обычный гостиничный номер, если заслуженный артист — то в полулюкс, если народный артист — положен вагон СВ и люкс. Когда у меня еще не было никаких званий, в Нижнем меня встречали на перроне с топленым молоком и ключом от полулюкса».
Юрий Башмет задал тон фестивалю, исполнив непростую программу. Трио-соната Шнитке в переложении Башмета для струнного оркестра — вещь серьезная и философская, с размышлениями о печалях земной юдоли. Но о ней Башмет рассказал не без юмора: «Трио-соната — мой первый опыт переложения. Получилось так, что я написал пять страниц и заболел. Пришлось попросить доделать знакомую студентку с композиторского отделения: она на Шнитке просто молилась. Когда принес партитуру Альфреду, он сказал: «Ты молодец, особенно с шестой страницы получилось удачно».
В «Арпеджионе» Шуберта зазвучал божественный альт Башмета, и были здесь «свет и покой». А потом по контрасту — жизнерадостный «Карнавал животных» Сен-Санса, где текст, разумеется, читал Константин Хабенский, исколесивший с Башметом за последние полгода пол-России. «На бис» башметовцы исполнили остроумные вариации на тему Happy birthday, поздравив автора Сахаровского фестиваля, легендарного директора Нижегородской филармонии Ольгу Томину с юбилейным днем рождения.
Другим подарком стали слова губернатора области Валерия Шанцева, признавшего необходимым строительство нового концертного зала: «Такой фестиваль, выходящий по своему значению за рамки местного события, принятый в Европейскую ассоциацию фестивалей при ЮНЕСКО, собравший более трехсот артистов из шести стран, должен проходить в зале, отвечающем по своим акустическим параметрам европейским стандартам».