Иногда они возвращаются

Евгения КРИВИЦКАЯ

20.01.2012

В Малом зале консерватории прошли концерты юбилейного фестиваля «Возвращение». Вот уже 15 лет каждый январь в Москву съезжаются именитые выпускники гнесинской десятилетки, ныне живущие и работающие за рубежом.

15 лет по человеческим меркам — подростковый возраст, но для музыкального фестиваля — пора зрелости и подведения первых итогов. Об этом, вероятно, задумались бессменные руководители «Возвращения» — Роман Минц и Дмит­рий Булгаков, решив остепениться и податься под крышу Московской филармонии. В свою очередь, МГАФ охотно приветила такой раскрученный бренд: ведь все эти годы «возвращенцы» легко собирали аншлаги в Рахманиновском зале, несмотря на затяжные новогодние праздники. Перебравшись благодаря филармонии в Малый зал, фестиваль был столь же популярен и посещаем, а касса, как известно, один из главных показателей успеха в наше время. Но — не единственный: надо подчеркнуть, что, к чести «возвращенцев», они не поступились главной идеей своего проекта — просветительской, приобщением публики к незнакомым композиторским и исполнительским именам.

Сохранилась и концепция фестиваля: старт в канун Рождества, четыре концерта, три из которых объединены тематическими программами, а заключительный — как всегда «концерт по заявкам». Однажды сыгранное сочинение больше не фигурирует на фестивале. Сохранилась и собственно «возвращенческая» миссия: многие артисты, ныне живущие, учащиеся или работающие за границей, специально высвобождают «окошко» на эти дни, чтобы приехать на родину и напомнить о себе. Толика корысти, разумеется, присутствует — общественный резонанс этих концертов всегда значительный. В данном контексте символичной показалась «тема патриотизма в музыке», под флагом которой прошел первый вечер. Ведь и потребность молодых музыкантов «припасть к родным истокам», завоевать признание соотечественников — тоже своего рода проявление патриотизма.

Но в процессе концерта стало ясно, что с художественной точки зрения удивительно схожи выразительные средства для передачи патриотических чувств, казалось бы, у таких разных композиторов, как Айвз, Рославец и Свиридов. Пафос, экзальтация чувств, плакатность фразы, использование фольклорного песенного тематизма или его стилизация — вот характерные и немного наскучившие компоненты чуть ли не каждого сочинения, звучавшего в тот вечер. Тем не менее удачей стало исполнение Михаилом Мордвиновым «Финляндии» Сибелиуса в авторской версии для фортепиано.

Менее успешным оказался дебют эстонской органистки Кристэль Аэр, которая в «Вариациях на тему гимна «Америка» Айвза не продумала свою регистровку и просто останавливалась между вариациями. Андрей Дойников в «Попурри-фантазии на темы советских песен» Рославца продемонстрировал, что и ударные инструменты способны выражать поэтичные образы. Его ксилофон то бодро чеканил «От Москвы до самых до окраин», то выводил что-то протяжное и лирическое. Блистательно выступил с ним в дуэте пианист Александр Кобрин.

Темой второго вечера стал «Салон». Это слово чаще вызывает ассоциации с чем-то легкомысленным и интеллектуально необременительным. Но исполнители явно задались целью опровергнуть этот штамп. Преобладали сумеречные, меланхолические настроения с модуляциями в грозовую драматическую сферу. Одним из ярких впечатлений стало выступление молодой певицы Софии Фоминой, выпускницы РАМ имени Гнесиных, а ныне — солистки муниципального театра в Саарбрюккене. Песня Шуберта «На реке» прозвучала в традициях европейского исполнения Lied — без форсирования верхов, с четкой артикуляцией и богатой интонационной палитрой, подчеркивающей нюансы текста. Партнерами певицы выступили валторнист Российского национального оркестра Алексей Серов и пианист, ветеран «Возвращения» Яков Кацнельсон.

Цикл «Песни в камышах» немецкого романтика Августа Клугхардта — из тех самых раритетов, которыми славится «Возвращение». Несмотря на название, вокала там не было, а фортепиано, альт и виолончель разыграли пять фантазий на тему видений влюбленного путника, навеянных шепотом тростника. В третьем концерте, посвященном П.И. Чайковскому, подобными «открытиями» стали Квартет № 2 Аренского для необычного состава — скрипка, альт и две виолончели — и опус Бориса Асафьева «Тема с вариациями» для гитары (солист — Дмитрий Илларионов).

Нет возможности упомянуть всю армию участников фестиваля. Поэтому в заключение назовем только имя скрипача Бориса Бровцына: за эти 15 лет он развился в прекрасного музыканта — масштабного солиста и лидера-ансамблиста, оказавшись на «Возвращении» звездой первой величины.