Александра Вдовина, юрист: «Правообладателями товарного знака «Парк Горького» являются Центр Стаса Намина и лично Стас Намин»

Денис БОЧАРОВ

24.05.2024

Александра Вдовина, юрист: «Правообладателями товарного знака «Парк Горького» являются Центр Стаса Намина и лично Стас Намин»

Когда какой-либо проект (в том числе музыкальный) добивается успеха, редко бывает, чтобы общая ситуация вокруг бренда была начисто лишена конфликтных моментов. Тому, как писал классик, «в истории мы тьму примеров слышим». И история группы «Парк Горького» (Gorky Park) — увы, не исключение.

Она была создана в Москве в 1987 году музыкантом, композитором и продюсером Стасом Наминым в его продюсерском центре SNC. Можно сказать, что «Парк Горького» — единственный отечественный рок-коллектив, чье имя хорошо известно во всем мире. Основным толчком к популярности в СССР, США и других странах стало ее участие в организованном Наминым Московском международном фестивале мира, проходившем без малого тридцать пять лет назад, 12-13 августа 1989 года на стадионе «Лужники» и показанном по MTV в 59 государствах.

Детище Стаса Намина ярко выстрелило в те летние дни, выступив в одной обойме с Оззи Осборном, группами Scorpions, Bon Jovi, Cinderella, Skid Row, Motley Crue — артистами, во многом делавшими погоду на тогдашней мировой рок-сцене. Успех был настолько заметным, что вскоре после фестиваля на фирме Polygram Records вышел студийный альбом «Парка Горького» под одноименным названием — Gorky Park. Пластинка, записанная на английском языке, вошла в американский хит-парад Billboard 200 — такого с отечественными рок-группами не случалось ни до, ни после...

С тех пор много воды утекло, и, казалось бы, ворошить славное прошлое ни к чему. Однако после того, как летом 2022 года Стас Намин возродил проект с новым составом, некоторым бывшим участникам показалось, что с ними поступили несправедливо. В частности, Алексей Белов и Александр Миньков (Маршал), доказывая, что роль Стаса Намина в создании и раскрутке коллектива преувеличена, начали предъявлять свои права на название и логотип группы.

Специально для «Культуры», решившей разобраться в этом щекотливом вопросе, юрист Александра Вдовина расставила точки над «i», объяснив, на чьей стороне закон.

— Может ли любой желающий, в том числе бывшие участники музыкальной группы «Парк Горького», использовать данное название для продвижения своего творчества?

— Конечно, нет. Логотипы музыкальной группы «Парк Горького» на латинице и кириллице являются зарегистрированными товарными знаками с 1992 года. Их правообладателями являются Центр Стаса Намина и лично Стас Намин. Остальные лица могут их использовать только с разрешения или на основании лицензионного договора.

На сегодняшний день такие разрешения не выдавались, лицензионные договоры не заключались. Более того, в ситуации, когда есть действующий музыкальный коллектив «Парк Горького», возрожденный в 2022 году Стасом Наминым, необходимости и интереса правообладателя в использовании другими лицами его товарных знаков нет.

— Является ли незаконным использование товарных знаков «Парк Горького» без указанного согласования с правообладателем?

Да. При этом незаконно использование не только самих оригинальных товарных знаков, но и обозначений, сходных с ними до степени смешения — когда разные обозначения настолько похожи, что покупатель может их перепутать.

Так, недопустимо маркировать товарными знаками и сходными с ними до степени смешения обозначения своих дисков и пластинок, упоминать их в адресной странице на личных сайтах или в социальных сетях, а также в подписях контента, размещать на афишах, выводить на экран во время концертов, участия в интервью.

Но, к сожалению, такие факты незаконного использования товарных знаков бывшими участниками музыкальной группы «Парк Горького» имеются, и они известны правообладателю.

Какие предусмотрены меры воздействия по пресечению незаконного использования товарных знаков? Насколько велика в нашей стране мера ответственности лица (или группы лиц), осуществляющего деятельность под раскрученным, но ему юридически не принадлежащим товарным знаком?

— Способы защиты права на товарные знаки и виды ответственности для нарушителей разные. Наиболее часто правообладатель обращается в суд с иском о незаконном использовании товарного знака, в котором может заявить требования о денежной компенсации (от 10 тыс. до 5 млн руб. за каждый факт незаконного использования товарного знака или двукратную стоимость контрафактной продукции) или возмещении убытков, об изъятии из оборота и уничтожении контрафактной продукции за счет нарушителя, публикации решения суда о допущенном нарушении.

Также на проигравшего судебное разбирательство нарушителя возлагается обязанность по судебным расходам (оплате госпошлины, экспертов и представителей правообладателя, если они привлекались).

Кроме того, незаконное использование чужого товарного знака может быть квалифицировано как административное правонарушение (по ст. 14.10 КоАП РФ) или преступление (по ст. 181 УК РФ), а также как акт недобросовестной конкуренции и действия, направленные на обман потребителей.

— Есть ли у третьих лиц возможность оспорить право на товарные знаки?

— Закон предусматривает случаи, когда правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена, в частности, из-за его неиспользования правообладателем в течение последних трех лет с момента поступления досудебной претензии. Сам спор рассматривается в суде после соблюдения обязательного претензионного порядка.

Нужно отметить, что в удовлетворении иска может быть отказано не только при подтверждении правообладателем использования товарного знака или иных лиц под его контролем, но и при злоупотреблении правом со стороны заявителя иска. То есть само обращение в суд может быть расценено как недобросовестное поведение.

Фотографии: Сергей Киселев / АГН Москва