Поэт Влад Маленко: «Россия — это некая волшебная орда»

Денис БОЧАРОВ

22.05.2023

Поэт Влад Маленко:  «Россия — это некая волшебная орда»

Вышел альбом «Скоро Восток», в который вошли двенадцать композиций, объединенных темой взаимодействия западной и восточной цивилизаций. Музыку написал сценарист и продюсер Игорь Лебедев (артистический псевдоним Лёба), а автором всех текстов песен выступил поэт Влад Маленко.

— Расскажите о предыстории создания альбома, как возникла идея записать альбом под столь интригующим названием?

— Это своего рода современная сказка. Я бы назвал невольным продюсером проекта Александра Сергеевича Пушкина. Эту же мысль подтверждает и другой участник пластинки «Скоро Восток», Игорь Лебедев. Дело в том, что однажды мы совершенно случайно встретились с ним в одном красивом доме и разговорились о Пушкине, проговорили о нашем величайшем поэте полночи.

В ходе этой беседы выяснили, что мы практически параллельно учились в Москве девяностых: Игорь — у Андрея Александровича Гончарова, худрука театра имени Маяковского, а я у Николая Николаевича Афонина, ректора Щепкинского училища. Это обстоятельство прибавило нам обоюдной симпатии, однако тогда мы на том и разошлись — никаких особых зацепок для совместного творчества на тот момент у нас не было.

Возможно, нашей новой встрече и не суждено было состояться, если бы Игорь в один прекрасный момент не обратил внимание на одно мое стихотворение, которое довольно часто появляется в разных сетях. Оно его настолько зацепило, что он решил сочинить на него песню. О чем я до поры до времени не знал, поскольку Игорь сделал это без моего ведома.

Но однажды рискнул: прислал мне трек безо всяких сопроводительных комментариев. Это не первый случай, когда на мои стихи пишут песни, причем порой весьма известные исполнители. Но в данном случае меня зацепил сам подход: не попсовый, не роковый, а какой-то сугубо индивидуальный, при этом не лишенный «корней». В общем, мне очень понравилось. О чем я, пребывая в приподнятом эмоциональном настроении, Игорю и сообщил. И вдобавок высказал соображение: а почему бы не записать пластиночку? Он ответил согласием. Так все и началось, закрутилось, завертелось.

— Правильно ли я понимаю смысл названия альбома: Запад, породнившийся с Востоком, — это в известном смысле и есть Россия? Хотя бы в силу географического положения нашей Родины на карте мира? Даже если вынести за скобки то обстоятельство, что на данном этапе исторического развития Восток нам, несомненно, куда ближе...

— Примерно так оно и есть. Другое дело, что, как говорил Тютчев, «умом Россию не понять», и никому не дано угадать и до конца осознать, что она такое. Ни Борис Годунов, ни Федор Шаляпин, ни Владимир Маяковский, ни мы, авторы недавно вышедшего альбома, не в силах дать более-менее четкое определение России.

Это и не Запад, и не Восток, а некая волшебная орда. Поэтому, мне кажется, вся надежда человечества — на Россию. В том смысле, что она способна примирить эти две, казалось бы, непримиримые в историческом, географическом и сугубо философском смыслах категории. У меня есть стихотворение, суть которого сводится к следующему: Запад с Востоком садятся за общий стол и начинают играть в шахматы, а в качестве ходов противопоставляют друг другу собственные сильные стороны.

Западным рок-н-роллу, наркотикам и алкоголю Восток отвечает своими вечными ценностями — и в результате оказывается сильнее. Он словно посмеивается над одряхлевшим Западом. Который, как мне кажется, действительно нуждается в ремонте. Но проблема в том, что ремонт без любви невозможен: его нельзя затевать без осознания того, что тебе придется жить в этом пространстве — в этих стенах, с этими окнами, из которых ты будешь смотреть на улицу.

Поэтому мне кажется, что, пусть музыкальная стилистика нашего альбома и выдержана в западных традициях, окна его все равно устремлены на Восток. В пластинке меня больше всего радует ощущение русского куража — без него мы ничего не сделаем. Нам не надо грустить и постоянно цитировать «Бесов» Достоевского. А если уж и делать это, то с надеждой на обязательное исцеление.

— Как-нибудь раскручивать альбом будете? Предполагается ли нечто вроде промотура или пластинка «Скоро Восток» — это единовременная студийная акция?

— Что-нибудь мы, наверное, придумаем, но многое зависит от того, как альбом примут. Никто ведь не знает, как отзовется. Иногда, бывает, выпустишь фильм или диск — ну засим и сказке конец. А случается, проект расцветает, дает какие-то плоды. Но мысль развить, расширить сюжет, у нас, конечно же, есть.

— Насколько искусство — будь то литературное, музыкальное, живописное, кинематографическое — способно в сегодняшних непростых во всех отношениях реалиях «выстрелить»?

— Мне кажется, искусство — это наука о внимании. И в этом смысле альбом «Скоро Восток», условно говоря, дороже ста беспилотников. Потому что мы должны диктовать пустыне условия, при которых она может превратиться в сад, скажем так. А для этого необходимо действовать достаточно агрессивно. Надо активно вспахивать землю, орошать ее: никто ведь для получения обильного урожая не говорит: «Семечко, полежи».

Искусство, культуру нужно навязывать, а излишняя скромность и прочие жеманства и расшаркивания здесь ни к чему. Надо брать пример с Маяковского, который, будучи по жизни очень скромным, стеснительным и даже закомплексованным человеком, сделал из себя громогласного, дерзкого, разящего словом пророка. Так, наверное, и нам стоит действовать.

Хотя, конечно же, без божественного вмешательства ни одно произведение искусства выжить не в состоянии. Надо, чтобы кому-то «наверху» альбом «Скоро Восток» понравился настолько, чтобы этот кто-то убедил: диск должны услышать очень многие — от этого во многом зависит дальнейшая судьба проекта. Как и, повторюсь, практически любого художественного произведения.

— Вы упомянули, что на лирику Влада Маленко нередко пишут музыку. А насколько песенность ваших стихов очевидна лично для вас?


— Спасибо за этот вопрос. Я сейчас как раз нахожусь в том моменте, когда практически перестал удивляться появлению моих строк, звучащих в разных видах и формах. Сначала я поражался этому, меня это радовало, порой чуть ли не до слез. А сейчас я вижу, что это вполне естественное явление.

Например, недавно мне прислали несколько вариантов моего стихотворения «Ржев», положенных на музыку. У «Русских маяков» тоже немало музыкальных прочтений. Люди поют и некоторые мои вещи, касающиеся злободневной, текущей ситуации в стране. Все это очень радует и наполняет чувством гордости, ибо что может быть приятнее для поэта, чем осознание того факта, что его стихи ушли в народ...

Приоткрою, кстати, небольшой секрет. Сейчас готовится очень интересный опыт: вместе с Григорием Лепсом и Юлией Чичериной мы работаем над клипом для песни «Русские маяки». Это будет некий стильный плакат, мощное высказывание, хотя совсем не похожее на проект «Скоро Восток».

Сам же я, помимо всего прочего, в настоящее время работаю над сольной театральной программой, в которой будут не только положенные на ритмическую основу стихи, но и рассказы, наблюдения, впечатления. Мне бы хотелось, без потери качества поэзии, придать стихам ощущение некой народности. Чтобы это была не попса, а достойный высокий штиль. Причем предельно искренний, ибо когда люди чувствуют, что ты создаешь нечто настоящее — это, наверное, и есть для любого художника самое дорогое. Я постоянно стремлюсь именно к этому.

Фото: Пелагия Тихонова / АГН «Москва»