Михаэль Вайкат, основатель и гитарист группы Helloween: «Смею надеяться, — я понимаю русских людей»

Денис БОЧАРОВ

16.07.2021

Михаэль Вайкат, основатель и гитарист группы Helloween: «Смею надеяться, — я понимаю русских людей»

Одна из самых влиятельных в мире и любимых в России хэви-метал-команд Helloween недавно выпустила долгожданный новый альбом. «Культура» побеседовала с одним из основателей коллектива – гитаристом и композитором Михаэлем Вайкатом.

— Последний альбом группы назван предельно просто – Helloween, то есть так же, как сам коллектив. Подобным образом обычно команды именуют свои дебютные пластинки (например, The Doors, Led Zeppelin, Queen, Dire Straits, Aerosmith), но не шестнадцатый по счету альбом. С чего вдруг такая лаконичность на, без малого, сороковой год существования ансамбля?

— Это не лаконичность, а скорее отражение реального положения вещей на данный момент. После концертного тура Pumpkins United, завершившегося в конце 2018 года и ставшего одним из самых масштабных и успешных за всю историю группы, очень многие фанаты высказывали пожелание, чтобы мы продолжали в том же духе.

Поясню. В том турне, помимо нашего основного состава, приняли участие Михаэль Киске и Кай Хансен — вокалисты, когда-то певшие у нас и оставившие колоссальный след в истории Helloween, но по ряду причин довольно долго активного участия в делах коллектива не принимавшие. Но в том случае, что называется, звезды совпали, и мы выступили септетом: два вышеупомянутых певца, а также басист Маркус Гросскопф, гитарист Саша Герстнер, барабанщик Дани Лёбле, вокалист Энди Дерис и ваш покорный слуга.

Прислушавшись к пожеланиям поклонников и собственным ощущениям, мы решили, что оставлять данное начинание в виде одноразового концертного проекта было бы делом неблагодарным. Решили записать новый студийный альбом в таком же составе. И мы очень надеемся продолжать в том же духе — с тремя замечательными вокалистами. Так что настоящий «новый старый Helloween» — не столько дань ностальгии, сколько, смеем надеяться, свежая глава, новая точка отсчета в истории группы.

— С упомянутым вами Михаэлем Киске связан период наивысшего коммерческого успеха Helloween – речь о краеугольных не только в истории группы, но и всего пауэр-метал-движения альбомах Keeper Of The Seven Keys и Keeper Of The Seven Keys. Part 2. Однако именно этот успех сыграл не последнюю роль в том, что между Киске и остальными участниками коллектива начались трения, приведшие в итоге к смене вокалиста в середине 1990-х. Каково было работать с вашим тезкой после столь долгого перерыва?

— Мы нашли в себе силы прогнать старых демонов, однажды вклинившихся в наши взаимоотношения. Хотя вы знаете, несмотря на то что ситуация была непростая, она была изрядно преувеличена журналистами. Одно время они постоянно сталкивали нас лбами: дескать, один сказал в адрес другого то-то, а он не остался в долгу и ответил это – в общем, вся эта чушь.

Истина в том, что общего у нас гораздо больше, чем противоположного. Вы правы, именно с Михаэлем Helloween вышел на принципиально новый уровень, громко – во всех отношениях – заявив о себе на мировой хэви-метал-сцене. Нам было не так уж сложно вновь найти общий язык, пусть для этого и потребовалось немало лет. Но мы встретились, пообщались, забыли старые обиды и недомолвки, и сейчас между нами – да и в целом в группе – царят мир и гармония. Надеюсь, это надолго.

— Как правило, группа или исполнитель рассматривают свой последний альбом как самое лучшее произведение, которое они когда-либо создавали…

— Совершенно верно. Скажу вам больше: так делают все и всегда. И Helloween здесь не исключение. Тут роль играют два фактора. Во-первых, композиции, над которыми трудился в течение многих месяцев, а порой и лет, еще долгое время блуждают в твоей голове, затеняя все остальное. А во-вторых, ощущение от проделанной на совесть работы не может не приносить удовлетворения.

Но мне кажется, наша группа и имеет все основания гордиться последней пластинкой. Ведь в нее, помимо колоссального труда, было вложено много страсти и человеческого тепла. Порой возникало ощущение, что над записью трудились не просто профессиональные музыканты, но и почти члены семьи. Это непостижимое ощущение – сродни тому, что ты вроде как уже проснулся, но все равно продолжаешь видеть невероятный по красоте сон.

— Helloween неоднократно были в России. Чем вас привлекает наша страна? Отличается ли реакция российской аудитории на ваши выступления? Или города и страны давно уже в вашем восприятии перемешались? И кстати, когда вас ждать в следующий раз?

— Хотел бы я сам знать, когда. Подозреваю, ни один артист в мире на данный момент не даст вам определенного ответа. По причине пандемии, понятное дело. Да, у нас запланировано несколько выступлений ближе к концу года, но состоятся ли они… Очень на это надеемся.

В Россию хотелось бы в очередной раз приехать. Мы именно потому довольно часто приезжаем к вам, что чувствуем зрительскую любовь, и стараемся отвечать тем же. Лично я очень люблю Россию и русских. И, смею надеяться, понимаю их, несмотря на то, что в западном мире в целом превалирует примерно такое отношение: «Ох уж эти русские, кто разберет, что у них в головах творится – даже не пытайтесь понять!».

А вот мне даже пытаться не надо. Русская аудитория действительно отличается от любой другой, но чем именно – мне сложно сказать. Это нечто неуловимое. Но знаете, особую философскую базу здесь строить, на мой взгляд, не надо, потому что во всем мире люди ходят на рок-концерты по одной причине: отдохнуть, зарядиться порцией здорового драйва, выплеснуть позитивные эмоции. И поэтому искать кардинальные различия в зрительском «респонде» на твои выступления по географическому признаку – занятие неблагодарное.

Особенность русских в другом. Они естественные, открытые, неравнодушные. И, что очень важно, ответственные. Я часто по жизни задаюсь вопросами из серии «А что было бы, если бы…?» Так вот одним из таких вопросов является следующий: «А что было бы, если бы Вторая мировая война закончилась иначе?» И, знаете, я бесконечно благодарен – и прежде всего русским людям – за то, что она завершилась именно так. Иначе мир был бы совсем иным – если б существовал вовсе.

Я не политик, всегда старался держаться в стороне от всего, что с этим связано, но мне бесконечно непонятен и неприятен тот антагонизм, который насаждается в последние годы между Россией и Западом. Но я очень надеюсь, что все это скоро закончится – тем более что на уровне простых людей, а не тех, что заседают в высоких кабинетах и выступают с речами, ничего подобного – в частности, в Германии – не наблюдается, поверьте мне.

— Вы упомянули пандемию, которая, что греха таить, больнее всего ударила по представителям развлекательной индустрии. В частности, рок-музыканты, лишенные возможности выступать, оказываются лишенными заработка. Как вы переживаете этот вынужденный простой? И как бы в целом описали ситуацию, сложившуюся в европейском концертном бизнесе?

— Как абсолютно чудовищную. Люди, жизнь которых, по воле профессии, напрямую зависит от переездов, перелетов, оказались у разбитого корыта. А с чем еще вы останетесь, если нельзя никуда выйти? Какой смысл играть в зале, где вместо зрителей на вас взирают пустые кресла? (Горько усмехается).

Поэтому многие артисты – не только рок-музыканты – оказались банкротами. Я знаю несколько случаев, когда люди, доведенные до отчаяния, кончали жизнь самоубийством. И такая неутешительная картина сложилась не только в мире развлечений. Рестораторы, владельцы небольших магазинчиков, фитнес-центров оказались в отчаянном положении.

Что касается меня лично, в создавшейся ситуации меня спасает творчество. Тотальное погружение в процесс звукозаписи, вылившийся в итоге в альбом, о котором мы говорили, во многом отвлек от грустных мыслей. Да и вообще, не знаю, что бы я делал без гитары…

— В составе Helloween остались только два человека, сыгравшие во всех песнях на всех альбомах от первой ноты до последней – вы и бас-гитарист Маркус Гросскопф. Возможно ли существование группы без кого-нибудь из вас?

— Не думаю. Но можно найти пару толковых ребят, которые разучат наши партии и сыграют так, что не отличишь от оригинала. А может быть, у них даже лучше получится. Кстати, такая практика давно уже существует в виде всевозможных кавер-бэндов. Они есть у множества известных артистов – есть они и у Helloween.

— Всем ли вы довольны в своей жизни? Если была бы возможность, изменили ли бы в ней что-то, будь то в творческом или личностном отношении?

— Вы знаете, у меня не так много было в жизни сожалений или разочарований, а о тех, что все же имели место, я бы предпочел умолчать. Но вот что я вам скажу. Мне кажется, любому человеку необходимо время от времени переосмысливать реальность – не переоценивать ценности, а именно стараться критически и трезво взирать на окружающий мир. Как раз таки во избежание этих самых разочарований. Ну то есть: если однажды к вам в дом, не дай Бог, проникнет вор, то какой смысл потом кусать себе локти и сокрушаться: «Что ж я, черт возьми, замок-то хороший не поставил?!»… Понимаете, о чем я? (Улыбается).

— Какой самый лучший и полезный совет вам когда-либо давали в жизни?

— Не вторгайся на чужую территорию, не пересекай границ – проще говоря, живи и дай жить другим. Люди часто бывают весьма эгоцентричны и вероломны. Одни так поступают по недомыслию, другие же – напротив, ведут себя так вполне умышленно: мол, я знаю, что делаю, но это вас не касается.

К окружающим надо относиться с уважением. Именно этот принцип я и исповедую: не навязывая никому своей точки зрения, остаюсь при собственном мнении.

Фото: www.upload.wikimedia.org; www.avatars.mds.yandex.net.