От гитары до органа и от оркестра до фортепиано

Денис БОЧАРОВ

15.07.2021

От гитары до органа и от оркестра до фортепиано

Фирма «Мелодия» выпустила несколько замечательных цифровых релизов. Как всегда, креативный «почерк» нашего прославленного звукозаписывающего лейбла подкупает своим разнообразием.

Вячеслав Артемов «Пробуждение»

Пластинка «Пробуждение», выпущенная в 1983 году, стала первым сольным альбомом Вячеслава Артемова – одного из лидеров «академического андерграунда» советской музыки. В нее вошли камерные сочинения Артемова в исполнении самого композитора, флейтиста Александра Корнеева, скрипачей Татьяны Гринденко и Олега Крысы, певицы Лидии Давыдовой и ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского.

«Музыку можно рассматривать как миф, ритуал, сновидение, как игру, исто­рический документ или показатель эволюции мира и сознания. Но самая важная ее задача – познание мира, выраженное в особой форме… Музыка не требует спекуляций и ло­гических описаний. Она несет озарение, и этот опыт передается непосредственно звуками», – так обобщает суть музыкального искусства Вячеслав Петрович.

В конце 1980-х его «Реквием» с триумфом обошел концертные площадки мира, а сегодня прославленный дирижер Теодор Курентзис называет Артемова «единственным композитором, создающим монументальные композиции потрясающей силы и красоты».

Произведения, вошедшие в альбом «Пробуждение», фактически суммируют главные черты индивидуального композиторского дарования автора. Такие, как тяга к импровизации, трепетное отношение к фольклору, творческое исследование и переосмысление инструментального звукоряда. Фонограмма данного релиза, приуроченного к 80-летнему юбилею маэстро, датируется 1976–1982 годами.

Роман Зорькин «Посвящение»

Данный диск посвящен одному из самых уникальных композиторов-гитаристов, исследователю русского гитарного наследия, Сергею Рудневу. Его имя хорошо известно как в России, так и за рубежом, а аранжировки русских народных песен для гитары уже стали классикой в репертуаре многих музыкантов.

Справедливо считается, что, соединив лучшие традиции русской семиструнной и классической шестиструнной гитары, Руднев создал свой уникальный композиторский и исполнительский стиль, разработал собственные технические приемы владения инструментом. Творческая палитра Сергея Ивановича необычайно вариативна: он работает в самых разных жанрах – от русского романса и народной песни до джаза и латиноамериканской музыки.

На обозреваемом альбоме произведения Руднева звучат в исполнении одного из самых ярких и востребованных исполнителей-гитаристов – Романа Зорькина.

«Идея этого диска, – говорит Роман Александрович, – уже давно «созревала» в моей голове, потому что музыка Сергея Руднева сочетает в себе все то, что я люблю: глубину, виртуозность, юмор и особый свет, который чувствуют все слушатели. Мне захотелось показать, что композитор Сергей Руднев – это не только пьесы в стиле русского фольклора, но также латино, джаз и самобытная авторская музыка. Поэтому в этом альбоме вы услышите как самые известные его народные обработки, так и фокстрот, самбу, свинг, каприччио и импровизации» Программа диска совсем свежая: запись осуществлена в прошлом году.

Константин Волостнов «Орган «Кавайе-Коль» Большого зала Московской консерватории»

Вниманию искушенных меломанов предлагается первая запись отреставрированного легендарного органа французского мастера Аристида Кавайе-Коля. Установленный в Большом зале Московской консерватории 120 лет назад, инструмент вновь зазвучал в конце 2016 года после длительной консервации и сложнейшего капитального ремонта, осуществленного силами лучших австрийских мастеров под руководством международной комиссии из 25 органистов России и Европы.

Это единственный в мире полностью оригинальный концертный орган Кавайе-Коля, человека, заслуженно считавшегося лучшим органным мастером Франции. Его творения установлены в Соборе «Нотр Дам», в парижских церквях Сен-Сюльпис, Св. Клотильды и Св. Троицы. Московский инструмент стал последним шедевром создателя «симфонических органов», поражающих мощностью звучания и разнообразием тембровых оттенков.

Большая часть программы, записанной на этом инструменте, отдана представителям французской органной школы, расцвет которой пришелся на рубеж XIX–XX веков. Сочинения Шарля-Мари Видора, Леона Боэльмана, Луи Вьерна, Анри Муле, Эжена Жигу и «французского Баха XIX столетия» Сезара Франка, а также символ органной музыки трех столетий – Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха звучат в исполнении Константина Волостнова – ведущего российского органиста нового поколения, победителя международных конкурсов, выпускника Московской консерватории и Высшей школы музыки Штутгарта.

Даниил Саямов RE:RACHMANINOFF

«Мелодия» впервые выпускает диск пианиста Даниила Саямова, представителя фортепианной школы Веры Горностаевой. В его исполнении звучит музыка Сергея Рахманинова: обойденная вниманием большинства пианистов и исполняемая крайне редко Первая фортепианная соната (1907) и последнее сольное сочинение композитора «Вариации на тему Корелли» (1931). Оба произведения объединяет наличие «Dies irae» – средневековой секвенции о Страшном суде, ставшей своеобразным лейтмотивом инфернального и потустороннего в рахманиновской музыке…

Уроженец Ростова-на-Дону, Даниил Саямов рос в семье профессиональных пианистов и с детства проявлял особое пристрастие к музыке Сергея Васильевича. «Без нее я был бы кем-то другим», – откровенно признается Саямов. После победы на Международном юношеском конкурсе имени Рахманинова (2000) профессор Вера Горностаева пригласила Даниила Михайловича в свой класс в Московской консерватории. После окончания аспирантуры в Москве Саямов выиграл стипендию на стажировку в Королевском музыкальном колледже Лондона.

Вот как оценивает выступления пианиста профессиональная музыкальная критика: «Его игра яркая, захватывающая, магически воздействующая на слушателей. В ней всегда слышна уникальная исполнительская концепция, мощный заряд внутренней энергии, удивительная способность погружать публику в свой неповторимый музыкальный мир».