Есть обычай на Руси ночью слушать Дебюсси

Евгения КРИВИЦКАЯ

15.09.2012

Исполнилось 150 лет со дня рождения великого французского композитора.

Революционный дух, стремление к ниспровержению устоев и традиций были в крови представителей династии Дебюсси. Отец, Манюэль, сражался на баррикадах Коммуны и провел четыре года в тюрьме. Своему сыну он дал гордое имя — Ашиль (Ахилл), — от которого юноша впоследствии отказался, предпочтя исконно французское — Клод.

Море с детства манило его: проводя летние каникулы в Антибе, мальчик мечтал стать моряком, но родители прочили ему карьеру виртуоза-пианиста. 10-летнего чудо-ребенка берут в Парижскую консерваторию, но с годами приходит осознание иного дара, композиторского. Впрочем, хоть Дебюсси и не получает высших оценок по фортепиано, его талант импровизатора, умение читать с листа любую музыку оказались востребованы в России. Надежда Филаретовна фон Мекк, известная меценатка, наняла Дебюсси в качестве учителя музыки. «Это парижанин с головы до ног, очень остроумен, всегда в духе и смешит всю публику невообразимо; премилый характер», — писала фон Мекк другому своему протеже, Петру Ильичу Чайковскому.

Перед Дебюсси открылся незнакомый мир музыки Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского. Три лета, в 1880 – 1882 годах, Дебюсси путешествовал с семьей фон Мекк, побывав в Москве, в имениях Гурьево и Плещеево… Молодой музыкант был готов навеки связать себя с Россией: влюбившись в свою ученицу, Соню фон Мекк, он открывается Надежде Филаретовне. Но бедный студент — невыгодная партия для одной из самых богатых российских невест, и Дебюсси был отослан в Париж. Пожалела ли фон Мекк о своем решении, когда прочла в газете Le Figaro о присуждении Дебюсси Большой Римской премии по окончании Парижской консерватории? Во всяком случае, порадовалась: «Он очень способный мальчик и, живя у меня так много, имел возможность значительно расширить свои музыкальные понятия и вкус знакомством с произведениями других стран».

Главным учителем и кумиром Дебюсси до конца жизни оставался поэт Стефан Малларме, предрекший путь композитора: «Рисовать не саму вещь, а впечатление, которое она производит». В 1892 году он создает симфоническую Прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна» Малларме, принесшую ему первое признание, а затем пишет главное сочинение жизни — оперу по пьесе писателя-символиста Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». В ней Дебюсси повел бой с реализмом, с обоснованностью поступков, причин и следствий: его интересовала игра ощущений, ассоциаций, иллюзорных видимостей.

Премьеру, состоявшуюся в 1902 году в Опера-Комик, сопровождал скандал: Метерлинк публично проклял музыку и ее создателя, пожелав «быстрого и громкого провала». Надежды Метерлинка не сбылись: опера принесла Дебюсси всемирную славу. Сочинения композитора начинают регулярно звучать по всему миру, а его самого приглашают дирижировать то в Англию, то в Бельгию, то в Россию.

Мода на Дебюсси вызвала интерес Сергея Дягилева. Он знакомится с композитором и покупает у него права на постановку «Послеполуденного отдыха фавна» для своего любимца Вацлава Нижинского. Публику поверг в шок натурализм созданного образа, а Дебюсси с отвращением признавался: «Не смогу описать вам мой ужас, когда на генеральной репетиции я увидел, как нимфы и фавны двигаются по сцене, как марионетки или, скорее, как фигурки из картона, с угловатыми и резкими жестами»...

Бесконечные гастрольные поездки, обязательства перед издателем, заказчиками, подстегивавшими музу Дебюсси, подорвали его здоровье. В конце 1915-го врачи обнаруживают у него раковую опухоль: жить оставалось немногим более двух лет. Его не стало 25 марта 1918 года: он ушел из жизни под грохот авиационных налетов, заглушавших столь важный для него диалог волн и ветра.