Под звуки нестареющего рок-н-ролла

Денис БОЧАРОВ

24.02.2013

Джону Леннону принадлежит высказывание: «Если бы вы захотели назвать рок-н-ролл каким-нибудь именем, это был бы Чак Берри». 24 февраля знаменитый первопроходец главного музыкального направления ХХ века выступит в клубе Arena Moscow.

Впрочем, концертом в полном смысле слова предстоящее мероприятие можно будет назвать с большой натяжкой. По двум причинам. Во-первых, в октябре прошлого года мэтру стукнуло 86 лет, а в таком почтенном возрасте «отжигать», понятное дело, довольно проблематично. Во-вторых, старина Чарли всегда славился прижимистостью — своим музыкантам он, как правило, платит гроши. Из этого следует, что профессиональный уровень коллектива Берри оставляет желать лучшего. Глядя на таких аккомпаниаторов, иной меломан может иронично хмыкнуть, подобно Промокашке из «Места встречи»: «Это и я так могу».

Задача делящих с Чаком сцену музыкантов состоит, прежде всего, в том, чтобы по возможности скрывать огрехи патрона, который давно уже не в состоянии сбацать виртуозный гитарный проигрыш, не всегда помнит структуру песен — со всеми сбивками, стоп-таймами и синкопами, да и слова собственных нетленных шедевров порой забывает. Словом, ни о каком празднике рок-н-ролла речь не идет. Немного досадно, что этот без преувеличения великий артист не нашел в себе сил вовремя уйти на покой.

С другой стороны, на концерты Чака Берри люди в последние годы ходят отнюдь не для того, чтобы послушать музыку: они стремятся — пока музыкант еще в строю — успеть лицезреть мастера и тем самым прикоснуться к легенде. Излишне говорить о том колоссальнейшем влиянии, которое Берри в свое время оказал на развитие популярной музыки. Возможно, называть Чака королем рок-н-ролла было бы преувеличением. Он невесть какой певец, никогда не отличался смазливой внешностью, к тому же его биография отмечена весьма неприглядными эпизодами: несколько раз маэстро привлекался к уголовной ответственности и даже мотал срок — за сексуальное домогательство и неуплату налогов. Однако в том, что Чарльз Эдвард Андерсон Берри является величайшим композитором классического рок-н-ролла, сомнений нет никаких.

В 50-х – начале 60-х годов он практически в одиночку сумел произвести подлинную революцию в области развлекательной музыки. В то время, когда названия рок-н-ролльных опусов представляли собой набор междометий, скорее подходивших какому-нибудь племени аборигенов Папуа-Новой Гвинеи, нежели рок-песне («Ooby Dooby», «Razzle Dazzle», «Da Doo Ron Ron», «Bama Lama Bama Loo», «Ya-Ya» и все в этом духе), с соответствующим же содержанием, Берри сочинял и записывал полноценные, остроумные и развернутые тексты, приправленные залихватскими мотивчиками и новаторскими инструментальными проигрышами. Лучшие его песни — «Roll Over, Beethoven», «Johnny B. Goode», «Maybellene», «Rock And Roll Music», «Sweet Little Sixteen», «Too Much Monkey Business», «Around And Around», «School Days», «Carol» и многие другие — составляют золотой музыкальный фонд современности и неоднократно брались на вооружение самыми разными исполнителями: от The Beatles и The Rolling Stones до Motorhead и Judas Priest. А такие коллективы, как AC/DC, Cheap Trick и Status Quo, и вовсе в каком-то смысле обязаны Чаку своей карьерой.

Конечно, все вышеупомянутые произведения на московском концерте прозвучат. А что качество их исполнения, скорее всего, оставит желать лучшего, так поклонники простят. Главное — неравнодушные к рок-н-роллу люди получат изрядную долю адреналина и мощнейший заряд позитива от одного лишь осознания того, что перед ними «тот самый Чак Берри».