24.02.2013
Возможно, он был самым обаятельным из ливерпульской четверки. Не крикливым, как Джон, не смазливым, как Пол, и не настолько простым, как Ринго. В Джордже присутствовала загадка, которая лишь подчеркивалась скромной манерой поведения во время выступлений. На концертах The Beatles Харрисон всегда стоял где-то в глубине сцены, лишь изредка делая пару шагов вперед для сольного проигрыша.
Но если Джордж и не голосил так же звонко, как Леннон и Маккартни, то песни сочинял точно не хуже. Правда, за все время существования The Beatles на их лонгплеи и синглы попали лишь 22 трека Харрисона: «Довольно сложно предлагать свои произведения, если ты работаешь с такими людьми, как Леннон и Маккартни», — не без сарказма отмечал младший «жук».
Когда дни существования группы были сочтены, Харрисон получил долгожданную творческую свободу. Он с удовольствием отправился в сольное плавание, где наконец мог позволить себе роскошь записывать столько песен, сколько ему было угодно. Копившийся годами творческий потенциал вылился в замечательный масштабный релиз «All Things Must Pass», вышедший в 1970 году (кстати, это был первый в истории тройной альбом сольного исполнителя). Многие поклонники и специалисты склонны считать данную работу лучшим творением кого бы то ни было из экс-битлов. Правда, помимо заслуженных почестей, высоких мест в хит-парадах по обе стороны Атлантики и внушительного коммерческого успеха, «All Things Must Pass» принес своему создателю большую ложку (если не сказать, половник) дегтя. За записанную на альбоме песню «My Sweet Lord» (ставшую, как впоследствии выяснилось, главным хитом Харрисона) с Джорджа содрали кругленькую сумму, обвинив в непреднамеренном плагиате. Правда, история все расставила по местам: немногие сегодня помнят вещицу из репертуара женского вокального ансамбля Chiffons «He’s So Fine», с которой Джордж якобы «слизал» рефрен, а «My Sweet Lord» — одна из самых знаменитых и любимых песен в бездонном каталоге поп-музыки ХХ века.
Летом 1971 года экс-битл организовал Концерт для Бангладеш, ставший первым крупным благотворительным музыкальным мероприятием в истории рока. Харрисону удалось собрать на одной сцене таких звезд, как Ринго Старр, Боб Дилан, Эрик Клэптон, Билли Престон, Леон Расселл, группа Badfinger... Все вырученные средства были переданы голодающим Бангладеш.
На протяжении 70-х — 80-х Харрисон проявлял заметную творческую активность: продолжал выпускать пластинки (далеко не все они были удачными и коммерчески успешными), время от времени ездил в турне, играл на различных сборных концертах в качестве приглашенной звезды и даже пробовал себя на ниве кинематографа. Так, в 1986-м он выступил в роли продюсера фильма «Шанхайский сюрприз», в котором снимались Мадонна и Шон Пенн. Картина, впрочем, с треском провалилась, тем самым как бы напомнив Джорджу, что он — прежде всего музыкант.
И Харрисон это понял: именно период конца 80-х явился для него подлинным творческим ренессансом. В 1987 году музыкант записал великолепную пластинку «Cloud Nine» (главный хит которой, «Got My Mind Set On You», до сих пор чуть ли не ежедневно звучит на волнах какой-нибудь — в том числе и отечественной — радиостанции), в 1989-м выпустил сборник своих лучших вещей «The Best Of Dark Horse», а между делом, в 1988 и 1990 годах, участвовал в записи пластинок суперпроекта Traveling Wilburys, куда, помимо самого Джорджа, входили такие поп- и рок-корифеи, как Боб Дилан, Джефф Линн, Рой Орбисон и Том Петти.
Однако с начала 90-х знаменитый экс-битл начал постепенно уходить в тень и вплоть до кончины в ноябре 2001-го заметных признаков творческой активности не подавал. К сожалению, то, что на протяжении последних лет жизни Харрисона люди слышали о нем, в основном, касалось состояния его здоровья. Когда в прессу просочилась информация, что у Джорджа рак легких, невольно с горечью вспомнился эпизод из далеких 60-х. Тогда, в самый разгар битломании, совсем еще юный Харрисон, на вопрос одного журналиста о том, не страдает ли музыкант какими-нибудь болезнями, с присущим ему саркастическим цинизмом ответил: «Да, я каждый год подхватываю где-нибудь рак...»